02.10.2023

С чем идем на парламентские слушания по малому бизнесу?

27 сентября в рамках проведения Международной ювелирной выставки Junwex состоялось совместное заседание Ассоциации «Гильдия ювелиров России» и Клуба российской ювелирной торговли, посвященное выработке консолидированной позиции на предстоящих парламентских слушаниях по теме "Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации: задачи, перспективы, законодательное обеспечение".

   Обсуждение вопросов на заседании началось с выступления Председателя Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Флуна Гумерова. Он обрисовал направления, по которым сегодня работает Ассоциация, и эти вопросы касаются не только малого бизнеса. Из позитива – восстановлен диалог в рамках ЕАЭС по пошлинам на ювелирные камни. Процесс трудно, но идет. Сложнее с другим вопросом – сохранением планов Минфина по введению обязательной непосредственной маркировки ювелирных изделий. Ассоциация жестко стоим на позиции, что прослеживаемости оборота можно добиваться, ставя код только на бирке. В крайнем случае, возможен компромиссный вариант: заносить в код, проставляемый непосредственно на изделиях, номер партии (ИНП), а не УИН. И в этом случае отпадет необходимость считывать код с поверхности изделий у производителей.

   Флун Фагиимович напомнил, что на 11 октября 2023 года запланировано совещание по серебру в Комитете экономической политики Совета Федерации. Все мы помним Поручение Президента рассмотреть возможность применения специальных налоговых режимов при работе с изделиями из серебра, перевести их в одно налоговое поле с аналогичными изделиями из недрагоценных металлов. Очень надеюсь, что в этом вопросе мы тоже выйдем на финишную прямую. У Ассоциации есть твердое мнение, что требование, которое предъявляет к серебряным изделиям Рофинмониторинг, намного жёстче мировых требований. Бизнес готов вложиться и попросить какой-нибудь авторитетный институт дать соответствующее заключение. Мы хотим вести свой бизнес по тем же правилам, которые существуют во всем мире. И мы  готовы вместе с регулятором искать причины и снимать необоснованные административные нагрузки.

   Далее – вопрос по толлингу. Мы анализировали в свое время ситуацию – до 60 тонн золота вывозилось за пределы России, изготавливались там изделия, ввозились обратно в Россию, наносились российские государственные клейма и изделия продавались в наших магазинах как российские. Эта угроза для нашего бизнеса, в основном она идет из Киргизии. Все эти вопросы мы прорабатываем постоянно с нашим регулятором. Очень надеюсь, что у нас все получится.

   Иной взгляд на ситуацию с изделиями из серебра представил Сопредседатель Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Валерий Будный. По его мнению, складывается такое впечатление, что мы сами ужесточаем правила работы на рынке, сами создаем условия, при которых пытаемся найти выход из создавшегося положения в плане торговли. Валерий Васильевич рассказал, что разговаривал с костромскими коллегами: они говорят, что всего по 150 изделий на клеймение возят в инспекцию. А есть маленькие предприятия, которые производят всего по 6 изделий в месяц. Если изделия из серебра приравнять к бижутерии, то мы потеряем свой российский менталитет в области российских уникальных серебряных изделий. Китай и Индия завалят нас своими серебряными изделиями и вытеснят наши, так как цена у них будет намного ниже нашей продукции. И что мы получим? Мы хотим вывести серебро из ГИИС, а получим …

   Ему парировал Флун Гумеров: об этом риске слышал от коллег на совещании у Губернатора Костромской области. Импорт завалит нас в том случае, если мы не будем работать с налогами. Мы не просто просим упростить оборот изделий из серебра, но мы просим создать одинаковые условия с коллегами, которые работают за рубежом. Мы не говорим, что изделия из серебра должно быть выведены из ГИИС ДМДК. Мы просим ФПП, Минфин, ФНС: любое изделие из серебра, которое при покупке пробивается через кассовый аппарат, должно быть автоматически известно в ГИИС. Надо организовать обмен данными между ФНС и ГИИС ДМДК. На предприятиях такое взаимодействие организовать невозможно.

   Обсуждение вопроса продолжил член Совета Ассоциации Александр Горыня. Он заметил, что Россию конкретно вытесняют из мирового рынка ювелирных изделий, так как, экспортировать мы фактически не можем. Пошлины на цветные камни и бриллианты остаются в 10%. Пять лет ведут переговоры с Арменией, они говорят, что много вложились в огранку бриллиантов и поэтому пошлины отменять нельзя. И этот диалог постоянно тянется. Рынок Армении занимает 5%, страдает, в основном, Россия. Наша себестоимость продукции возрастает от 15 до 18%.

   По налогам. Все сети федеральные за то, чтобы все были на равных условиях в плане налогов, на ОСН. Но была четкая позиция Правительства РФ относительно малых предприятий, а почему-то ювелиров оттуда тихо убрали. Если это будет продолжаться, то   мы получим игру в одни ворота. На экспорт мы закрыты, на внутреннем рынке мы будем сворачиваться. Импорт пойдет к нам косяком, а мы со своими изделиями просто исчезнем.

   Исполнительный директор Ассоциации Владимир Збойков рассказал об участии 26 сентября 2023 года в "круглом столе" по теме "О развитии национальной системы цифровой маркировки товаров", проводимом в Комитете по экономической политике СФ РФ. На мероприятии обсуждались вопросы маркировки системы «Честный знак», которую ведет ЦРПТ, тем не менее, удалось договориться с Заместителем Председателя комитета Долговым К.К. о том, что в итоговый документ мероприятия включат предложения Ассоциации «Гильдия ювелиров России» по инициированию правовой проверки применения в Постановлении №270 и Правилах, им утвержденных, термина «маркировка» в отношение ювелирных изделий. Ждем обнародования итогового документа «круглого стола». Вопрос крайне важен для ювелиров, т.к. Постановление №270 не рассматривает DM-код, напечатанный на бирке, в качестве маркировки, что при отсутствии нанесения такого же кода на самом изделии будет приводить к наказанию по Статье 171.1 УК РФ.

   Также, Владимир Збойков напомнил участникам заседания, что в прежние годы основную статистическую информацию по рынку ювелирных изделий мы получали от Федеральной пробирной палаты. Но в этом году эта информация не публикуется. Более того, на запрос Ассоциации поступил ответ, что предоставить данную информацию ФПП не сможет. В сложившихся условиях крупные производители ювелирных изделий и торговые сети для всех СМИ дают очень позитивную экспертную информацию о росте рынка, что можно рассматривать как своего рода «вербальную интервенцию» - ведь именно крупные игроки стали бенефициарами запрета специальных налоговых режимов для малого бизнеса, и им, естественно, хотелось бы показать, что от принятия этой меры рынок только процветает… В чем есть большие сомнения – темпы роста золота (на 70%) и серебра (на 105%) за последний год намного выше темпов роста даже заявляемых рублевых итогов, что говорит о спаде рынка в реальном выражении, в тоннах. Оперирование экспертными данными не дает реальной картины в отрасли.

   В продолжение, Владимир Збойков заметил, что в недавно рассматриваемом в рамках ОРВ проекте обновления Правил по Постановлению 270 не упоминается даже в будущем взаимодействие информационных систем ГИИС ДМДК и ФНС. А такое объединение информационных систем смогло бы позволить освободить розничную ювелирную торговлю от необходимости работать в ГИИС ДМДК: вся информация об обороте ювелирных изделий для нее смогла бы поступать автоматически от фискальных кассовых аппаратов, от ФНС.

   Выступая от Клуба Российской ювелирной торговли, Сергей Рыбаков высказал сомнение в реальной эффективности контроля на рынке ювелирных изделий со стороны государства – много малых предприятий перешли на теневой оборот. Даже когда оповещается пробирная инспекция о том, где и какие магазины спокойно торгуют нелегально, причем двумя кассовыми аппаратами, поступает ответ, что они не могут проводить проверки у них. А вот у легальных игроков на рынке проверки проходят.

   Продолжая, Сергей Рыбаков заметил, что ранее ювелиры поддерживали введение налога с продаж. Но сегодня становится ясно, что только УСН даст дополнительные прибыли в доход государства. Возвратится единство крупного, среднего и малого бизнеса. И, самое главное, мы уйдем от дополнительной административной нагрузки. Каждый день что-то меняется в сфере налогов, бухгалтера с ума сходят от этого. У всех есть риски того, что налоговые инспектора будут находить массу недостатков учета, накручивать сумасшедшие пенни. Ювелиров просто подставляют. Тогда давайте переведем все отрасли экономики на ОСН. Пусть приведут к общему знаменателю всех.

   Прозвучало мнение, что нужно создать некий документ и направить его депутатам, чтобы они дали ход законопроекту, но таких документов пока нет. Выступающий отметил, что за ювелиров их делать никто не будет. Звучали предложения создать инициативную группу. Пока ювелиры сами не договорятся, как будет жить малый, средний и крупный бизнес, ничего не получится. Всегда будет два мнения: крупного и малого бизнеса. Поэтому, по мнению выступающего, нужен правильный документ с точной оценкой ситуации, с цифрами.

   Флун Гумеров заметил, что несмотря на разные позиции в отрасли, все мы ждем помощи от регулятора. Но у нас за нормативно-правовое регулирование отвечает Минфин, за экспорт, стратегию развития отрасли, за субсидии - отвечает Минпромторг. Если с Минфином у нас более-менее налажен контакт, то, к сожалению, с Минпромторгом у нас разрыв в общении. В свое время Эдуард Уткин плотно работал с Минпромторгом, но это, к сожалению, болезненно воспринималось Минфином.

   На вопросы ювелиров частично ответил Заместитель начальника Управления государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и финансового мониторинга Алексей Беркович. Алексей Константинович заверил, что ФПП готова бороться с недобросовестными участниками рынка и активно ведет работу, направленную на профилактику. Он заверил, что у ФПП достаточно средств, чтобы осуществить непосредственную маркировку ювелирных изделий. Переходного периода в 1,5 года было достаточно для того, чтобы отрасль включилась в ГИИС ДМДК.

   С таким заявлением не согласились многие участники заседания – у кого-то накопилось много изделий маркированных, но DM-коды на изделиях не читаются. Такие проблемы озвучили ювелиры из Новосибирска, Красноярска и не только. А Александр Горыня заметил, что есть и другая проблема – изделия из «остатков», направляемые в инспекции на маркировку, бьются, трутся, и потом с этими дефектами возвращаются в торговлю. При этом торговля ничего не может с ними сделать - ни отполировать, ни родием покрыть.

   В заключении мероприятия Флун Гумеров заверил, что Ассоциация будет собирать и направлять информацию о конкретных проблемах в ФПП Зубареву Ю.И., он обещал лично подключаться к таким вопросам.