14.08.2024

Ассоциация направила свои предложения в разрабатываемую Минпромторгом Стратегию развития сферы ДМДК

В конце июля 2024 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2017 № 684 «О полномочиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по реализации промышленной политики в сфере добычи и производства драгоценных металлов, драгоценных камней и последующей их обработки и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», Минпромторг России поросил в срок до 09.08.2024 представить обоснованные предложения для реализации целей развития отрасли.драгоценных металлов.

Т.е. речь идет о подготовке Мингпромторгом России долгожданной Стартегии развития сферы ДМДК (точное название документа еще будет определять Минпромторг). В соответстие с запросом, Ассоциация провела опрос своих членов о том, что участники рынка хотели бы видеть в таком документе. Также, 5 августа было проведено заседание Совета Ассоциации, на котором был утвержден итоговый пакет предложений по разработке стратегии развития сферы ДМДК, по мере возможности включающий поступившие пожелания членов Ассоциации (см. ниже). В установленный срок данные предложения были направлены в Минпромторг.

Необходимо отметить, что Минпромторг уже включился в процесс - так, представитель министерства участвовал в заседании Комитета ДМДК Торгово-промышленной палаты РФ, состоявшимся 13 августа 2024 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ к письму ВЗ-24/84 от 08.08.2024

 

Предложения мероприятий (дорожная карта) по развитию отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней

от Ассоциации «Гильдия ювелиров России»

 

Наименование

мероприятия

Вид

документа

Срок

выполнения

Ответственные

исполнители

Ожидаемый эффект

Обоснование/примечание

 

Раздел I. Стратегические задачи в ювелирной сфере на перспективу (2024 – 2030 годы)

 

1.1. Стратегическая задача:

реализовать большой комплекс мероприятий по изменению подхода в регулировании сферы ДМДК с акцента на контроль и надзор на акцент развития сферы.

Разработка и внесение комплексных изменений в базовый закон отраслевого регулирования и многочисленные подзаконные акты, включая предшествующее проведение глубокой проработки рассматриваемых вопросов (проведение аналитических исследований, НИОКР, организация отраслевых слушаний, круглых столов).

Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»,

Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. и другие отраслевые нормативные правовые акты.

2024 – 2030 годы

Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России.

Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации.

Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.

Перенос акцента с усиления контрольно-надзорных функций государства на

оптимизацию государственного регулирования благодаря использованию достижений цифровизации в сфере ДМДК для повышения финансовой эффективности функционирования отрасли.

1. Завершение мероприятий по усилению контрольно-надзорной деятельности в сфере ДМДК (завершение ввода в эксплуатацию системы ГИИС ДМДК).

2. Необходимость снижения административной нагрузки на участников рынка по исполнению обязательных требований с целью увеличения эффективности функционирования отрасли ДМДК для повышения экспортного потенциала продукции из ДМДК с глубокой переработкой.

3. Имеется противоречие между частной

собственностью и жёстким контролем со стороны государства, вплоть до

внедрения в технологию изготовления ювелирных изделий, что только повышает издержки производства.

2.1. Стратегическая задача:

осуществить заимствование лучших мировых практик для совершенствования государственного регулирования сферы ДМДК на основе анализа мирового опыта.

Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»,

Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. и другие отраслевые нормативные правовые акты.

2024 – 2030 годы

Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России.

Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации.

Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба.

Евразийская экономическая комиссия.

Повышение уровня конкурентоспособности сферы ДМДК в части глубокой переработки ДМДК до уровня мировых лидеров и многократное увеличение экспортного потенциала перерабатывающих производств сферы ДМДК.

Обладая колоссальными сырьевыми ресурсами в части ДМДК, текущий экспорт России продуктов глубокой переработки (прежде всего – ювелирных изделий) находится на крайне незначительном уровне.

3.1. Стратегическая задача: оптимизировать функционал ГИИС ДМДК и осуществить изменение организации клеймения и маркировки ювелирных изделий.

Суть изменений - передача задач по нанесению на ювелирные изделия пробирного клейма и маркировки от Федеральной пробирной палаты непосредственно к самим производителям (под контролем ФПП посредством функционала ГИИС ДМДК).

Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»,

Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. и другие отраслевые нормативные правовые акты.

2024 – 2030 годы

Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России.

Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации.

Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.

 

Значительное повышение конкурентоспособности ювелирной продукции российских производителей за счет уменьшения временных и финансовых затрат на исполнение обязательных требований в ювелирной сфере.

В настоящее время опробование, клеймение и маркировка ювелирных изделий производится в подразделениях (МРУ) Федеральной пробирной палаты. Производители несут значительные издержки на логистику и несут потери от простоя оборота за период осуществления данных операций в ФПП. В то же время, ГИИС ДМДК создала надежный инструмент контроля за легальностью оборота ДМДК, что сделало нецелесообразным осуществление клеймения и маркировки ювелирных изделий государством (контроль всех операций, включая оборот изделий по УИН, посредством ГИИС ДМДК осуществляет ФПП).

4.1. Стратегическая задача:

проанализировать возможности отказа от обязательного снабжения ювелирных изделий биркой, неразрывно связанной с изделием, при условии их непосредственной маркировки (Дата Матрикс кодом с УИН). Суть - переход на добровольный режим биркования.

Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», подзаконные нормативные правовые акты.

2024 – 2030 годы

Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России.

Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации.

Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.

 

Снижение издержек ювелирных производителей при одновременном повышении эстетики витрин ювелирных магазинов.

Всю необходимую информацию о ювелирном изделии можно получить из ГИИС ДМДК при считывании Дата Матрикс кода с маркированных ювелирных изделий. В этом случае бирка, как внешний носитель, лишь дублирует информацию, содержащуюся в ГИИС ДМДК. При этом бирка, неразрывно связанная с ювелирным изделием, создает захламленность витрины, снижая эстетику выкладки изделий.

5.1. Стратегическая задача:

вывод всех содержащихся в перечне 41-ФЗ цветных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов, александритов) и жемчуга из перечня драгоценных камней Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 41-ФЗ и преобразование закона в Федеральный закон «О драгоценных металлах и алмазах»

Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», подзаконные нормативные правовые акты.

2024 – 2030 годы

Минфин России,

Гохран России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России.

Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации.

Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.

 

Снижение издержек ювелирных производителей за счет упрощения правил оборота перечисленных цветных камней.

Возрождение добычи и обработки (огранки) цветных камней перечисленных наименований.

Оборот цветных драгоценных камней не представляет интереса для экономики государства в текущей законодательной ситуации (отнесения их к драгоценным), но имеет некоторый потенциал при их выводе из данного перечня.

Никакие драгоценные камни, кроме алмазов, в России в настоящее время не добываются и не обрабатываются.

Ранее шла добыча (и в малой части – обработка) только изумрудов и александритов, которая в силу наличия данных наименований камней в перечне драгоценных (с вытекающими из этого обязательными требованиями) более не может быть рентабельной.

6.1. Стратегическая задача:

Строительство зданий (основные фонды) для

аренды (с правом выкупа), по государственной цене аренды с

ежегодным подъёмом на официальную инфляцию для

предприятий ювелирной промышленности и

торговли в федеральных центрах РФ с

помещениями для ФПП (региональных) и банков.

Программа государственной поддержки ювелирной отрасли или Постановление Правительства РФ

2024 – 2030 годы

Правительство РФ.

Минпромторг РФ.

Региональные

власти

Обеспечение участников отрасли основными фондами – рабочими помещениями.

Отсутствие соответствующей программы.

 

Раздел II. Тактические (срочные) задачи в ювелирной сфере ближнесрочного периода (2024 – 2025 годы)

 

1.2 Срочная задача: установить предельные сроки опробования, клеймения и маркировки ювелирных изделий в ФПП (МРУ) от 3 до 5 дней.

Издание нормативного правового акта ведомства.

2024 – 2025 годы

Министерство финансов России, Федеральная пробирная палата.

Снижение издержек участников ювелирного рынка за счет снижения потерь от простоя оборота.

В настоящее время сроки опробования, клеймения и маркировки ювелирных изделий не установлены, что приводит к длительным ожиданиям участниками рынка с вытекающим потерями от простоя оборота.

2.2. Срочная задача:

выравнить налогообложение участников ювелирной отрасли с прочими отраслями:

-  возвратив возможность применения малым бизнесом, работающим с изделиями из золота, упрощенного налогового режима (УСН)

- либо подняв планку применения ст. 145 Налогового кодекса РФ с 2 до 15 млн. руб. в квартал.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

2024 – 2025 годы

Минфин России, Правительство Российской Федерации.

Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.

 

Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в ювелирной сфере благодаря повышению рентабельности ведения бизнеса.

После введения запрета на применение специальных налоговых режимов в ювелирной сфере (Федеральный закон 47-ФЗ) число субъектов МСП в данной сфере резко сократилось.

3.2. Срочная задача:

отменить ввозные пошлины на все виды цветных и

синтетических камей и на бриллианты до 0,3 карата, а также на

производственное оборудование и расходные материалы для ювелирной промышленности.

Издание нормативного правового акта ЕАЭС (ЕЭК).

2024 – 2025 годы

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Министерство финансов России, Федеральная таможенная служба.

Снижение издержек участников ювелирного рынка (необходимое условие для достижения конкурентоспособности российских изделий на мировом рынке).

В настоящее время подготовленное Минфином России предложение блокируется в ЕЭК Республикой Армения.

4.2. Срочная задача:

ограничить непосредственную маркировку ювелирных изделий, включая складские остатки,

весом изделий начиная с 3 х граммов.

Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г.

2024 – 2025 годы

Министерство финансов России,

Федеральная пробирная палата,

Правительство России

Снижение издержек участников ювелирного рынка.

Оборот легковесных (менее 3-х грамм) изделий в любом случае будет полностью прослеживаться по Дата Матрикс коду с УИН, нанесенному на бирку ювелирного изделия.

Риски отсутствуют, тем более – при обороте легковесных изделий невысокой стоимости.

5.2. Срочная задача:

отменить нанесение на ювелирные изделия, поставляемые на экспорт, любых идентификационных знаков, позволяющих определить их российское происхождение.

Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г.

2024 – 2025 годы

Минфин России, Федеральная пробирная палата

Существенное расширение рынков сбыта ювелирной продукции.

Антироссийские санкционные меры не позволяют осуществлять экспорт ювелирных изделий в недружественные страны даже через посредников, т.к. наличие на изделиях маркировки выдает их российское происхождение.

6.2. Срочная задача:

установить предельные сроки растаможивания ювелирных вставок, изделий и полуфабрикатов

от 3 -х до 5-ти дней.

Издание нормативного правового акта ведомства.

2024 – 2025 годы

Федеральная пробирная палата,

Федеральная таможенная служба

Снижение издержек участников ювелирного рынка за счет снижения потерь от простоя оборота.

В настоящее время сроки растаможивания ювелирных вставок, изделий и полуфабрикатов не установлены, что приводит к длительным ожиданиям участниками рынка с вытекающим потерями от простоя оборота.

7.2. Срочная задача: оптимизировать пропорции онлайн и оффлайн секторов ювелирного рынка.

Провести анализ целесообразности предоставления прав на выдачу онлайн заказов ювелирных изделий исключительно стационарным торговым ювелирным компаниям с взиманием комиссионного процента.

Законодательство в ювелирной сфере и нормативные правовые акты.

2024 – 2025 годы

Минпромторг России, Минфин России

Достижение справедливой конкуренции между онлайн и оффлайн секторами ювелирного рынка. Блокирование излишних рисковых кампаний крупнейших производителей, создающих риски для своих акционеров).

Бурный рост электронной торговли в ювелирной сфере часто сопровождается несправедливой конкуренцией (демпингом отдельных участников рынка с риском устойчивости рынка).

Как результат – оффлайн ювелирные магазины превращаются в своеобразные «примерочные», после чего для совершения покупки потребители обращаются к онлайн-продавцам, применяющим демпинг в силу меньших затрат.

8.2. Срочная задача: изменить подход к отбору участников международных ювелирных выставок в пользу поддержки реальных отечественных производителей (выработка оптимальных критериев и их применение).

Издание нормативного правового акта ведомства.

2024 – 2025 годы

Минпромторг России, Российский экспортный центр (РЭЦ)

Поддержка участия в международных выставках компаний, имеющих собственное производство ювелирных изделий и экспортный потенциал по качеству и объему выпускаемой продукции.

При текущем отборе участников нередки случаи поддержки государством в участии в международных выставках не самых достойных для поддержки участников рынка (не производящих или не способных производить в товарных количествах).

9.2. Срочная задача:

отменить государственный контроль при экспорте

ювелирных изделий в формате В2С. (при Интернет-торговле в адрес физических лиц).

Издание нормативного правового акта ведомства.

2024 – 2025 годы

Министерство финансов России, Федеральная таможенная служба, Федеральная пробирная палата. 

Расширение рынка сбыта и снижение издержек участников ювелирного рынка.

В настоящее время государственный контроль единичных отправлений ювелирных изделий в адрес физических лиц (B2C) отнимает неприемлемо много времени, задерживая сроки доставки товара зарубежным покупателям, что влечет сужение рынка сбыта и потерями участников рынка от простоя оборота.

10.2. Срочная задача: проанализировать наличие признаков образования монополий в ювелирной сфере и при выявлении целесообразности ввести антимонопольные меры.

Законодательство в ювелирной сфере и нормативные правовые акты.

2024 – 2025 годы

Федеральная антимонопольная служба, Федеральная пробирная палата,

Минфин России

Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в ювелирной сфере благодаря введению антимонопольных ограничений для крупнейших производителей и федеральных сетей.

Блокирование излишних рисковых кампаний крупнейших производителей, создающих риски для своих акционеров).

На долю нескольких крупнейших участников рынка сегодня приходится более половины всего оборота ювелирных изделий и эта доля постоянно растет в связи с ограниченным внутренним спросом и агрессивной политикой крупнейших компаний.

11.2. Срочная задача:

публиковать ежеквартальный отчёт ФПП

по регистрации УИН

изделий данных по и объемам поступивших изделий, раздельно по видам металла, по источнику появления (отечественные/ импортные), по цели поступления (только маркировка изделий из остатков/ новых изделий на клеймение и маркировку), с выделением комплектов.

Также, необходима статистическая информация по ювелирному рынку от ФНС, ФТС и Росстата.

Регулярное издание информационных  сводок от ведомств.

С 2024 г

Федеральная пробирная палата

Создание аналитической возможности для объективной оценки ситуации на ювелирном рынке в интересах государства и участников рынка. Повышение качества планирования.

В настоящее время практически вся детализированная информация о поступлении изделий в ФПП не публикуется.

12.2. Срочная задача:

внести корректировку в первичные документы

ГИИС ДМДК и ГИС ФТС с целью их синхронизации.

Ведомственные акты Федеральной пробирной палаты и Федеральной таможенной службы

2024 – 2025 годы

Федеральная пробирная палата, Федеральная таможенная служба

Синхронизация форм ввода информации в системы по параметрам данных, используемых информационными системами ведомств, повысит прозрачность отчетности и точность прослеживаемости ДМДК, снизит издержки участников рынка на отчетность, повысив эффективность их работы.

В настоящее время отчетность, передаваемая в ФПП и ФТС, значительно несовместима по параметрам.

13.2. Срочная задача:

внести изменения в требования по предоставлению фотографий ювелирных изделий при оформлении временного вывоза их на международные выставки (Корнет-АТА).

Издание нормативного правового акта ведомства.

2024 – 2025 годы

Федеральная таможенная служба

Создание более приемлемых условий участникам внешнеторговых операций для предоставления своего товара на международных выставках, и, как итог – увеличение экспорта ювелирных изделий.

В настоящее время для оформления Корнет-АТА требуется по 3 фотографии каждого изделия, что составляет большие затраты и неудобство.

14.2. Срочная задача:

разрешение проведения государственного контроля полуфабрикатов, комплектующих и ювелирных изделий на акцизных таможнях с использованием Центров электронного декларирования (ЦЭД) без их физического перемещения в Москву.

Издание нормативного правового акта ведомства.

2024 – 2025 годы

Федеральная таможенная служба

Создание более приемлемых условий участникам внешнеторговых операций.

В настоящее время проведение государственного контроля полуфабрикатов, комплектующих и ювелирных изделий требует их доставки в Москву, что создает временные и логистические затраты участникам ВЭД.