14.08.2024
В конце июля 2024 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2017 № 684 «О полномочиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по реализации промышленной политики в сфере добычи и производства драгоценных металлов, драгоценных камней и последующей их обработки и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», Минпромторг России поросил в срок до 09.08.2024 представить обоснованные предложения для реализации целей развития отрасли.драгоценных металлов.
Т.е. речь идет о подготовке Мингпромторгом России долгожданной Стартегии развития сферы ДМДК (точное название документа еще будет определять Минпромторг). В соответстие с запросом, Ассоциация провела опрос своих членов о том, что участники рынка хотели бы видеть в таком документе. Также, 5 августа было проведено заседание Совета Ассоциации, на котором был утвержден итоговый пакет предложений по разработке стратегии развития сферы ДМДК, по мере возможности включающий поступившие пожелания членов Ассоциации (см. ниже). В установленный срок данные предложения были направлены в Минпромторг.
Необходимо отметить, что Минпромторг уже включился в процесс - так, представитель министерства участвовал в заседании Комитета ДМДК Торгово-промышленной палаты РФ, состоявшимся 13 августа 2024 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ к письму ВЗ-24/84 от 08.08.2024
Предложения мероприятий (дорожная карта) по развитию отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней
от Ассоциации «Гильдия ювелиров России»
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый эффект |
Обоснование/примечание |
Раздел I. Стратегические задачи в ювелирной сфере на перспективу (2024 – 2030 годы)
|
|||||
1.1. Стратегическая задача: реализовать большой комплекс мероприятий по изменению подхода в регулировании сферы ДМДК с акцента на контроль и надзор на акцент развития сферы. Разработка и внесение комплексных изменений в базовый закон отраслевого регулирования и многочисленные подзаконные акты, включая предшествующее проведение глубокой проработки рассматриваемых вопросов (проведение аналитических исследований, НИОКР, организация отраслевых слушаний, круглых столов). |
Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. и другие отраслевые нормативные правовые акты. |
2024 – 2030 годы |
Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России. Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации. Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации. |
Перенос акцента с усиления контрольно-надзорных функций государства на оптимизацию государственного регулирования благодаря использованию достижений цифровизации в сфере ДМДК для повышения финансовой эффективности функционирования отрасли. |
1. Завершение мероприятий по усилению контрольно-надзорной деятельности в сфере ДМДК (завершение ввода в эксплуатацию системы ГИИС ДМДК). 2. Необходимость снижения административной нагрузки на участников рынка по исполнению обязательных требований с целью увеличения эффективности функционирования отрасли ДМДК для повышения экспортного потенциала продукции из ДМДК с глубокой переработкой. 3. Имеется противоречие между частной собственностью и жёстким контролем со стороны государства, вплоть до внедрения в технологию изготовления ювелирных изделий, что только повышает издержки производства. |
2.1. Стратегическая задача: осуществить заимствование лучших мировых практик для совершенствования государственного регулирования сферы ДМДК на основе анализа мирового опыта. |
Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. и другие отраслевые нормативные правовые акты. |
2024 – 2030 годы |
Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России. Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации. Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации. Федеральная таможенная служба. Евразийская экономическая комиссия. |
Повышение уровня конкурентоспособности сферы ДМДК в части глубокой переработки ДМДК до уровня мировых лидеров и многократное увеличение экспортного потенциала перерабатывающих производств сферы ДМДК. |
Обладая колоссальными сырьевыми ресурсами в части ДМДК, текущий экспорт России продуктов глубокой переработки (прежде всего – ювелирных изделий) находится на крайне незначительном уровне. |
3.1. Стратегическая задача: оптимизировать функционал ГИИС ДМДК и осуществить изменение организации клеймения и маркировки ювелирных изделий. Суть изменений - передача задач по нанесению на ювелирные изделия пробирного клейма и маркировки от Федеральной пробирной палаты непосредственно к самим производителям (под контролем ФПП посредством функционала ГИИС ДМДК). |
Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. и другие отраслевые нормативные правовые акты. |
2024 – 2030 годы |
Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России. Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации. Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.
|
Значительное повышение конкурентоспособности ювелирной продукции российских производителей за счет уменьшения временных и финансовых затрат на исполнение обязательных требований в ювелирной сфере. |
В настоящее время опробование, клеймение и маркировка ювелирных изделий производится в подразделениях (МРУ) Федеральной пробирной палаты. Производители несут значительные издержки на логистику и несут потери от простоя оборота за период осуществления данных операций в ФПП. В то же время, ГИИС ДМДК создала надежный инструмент контроля за легальностью оборота ДМДК, что сделало нецелесообразным осуществление клеймения и маркировки ювелирных изделий государством (контроль всех операций, включая оборот изделий по УИН, посредством ГИИС ДМДК осуществляет ФПП). |
4.1. Стратегическая задача: проанализировать возможности отказа от обязательного снабжения ювелирных изделий биркой, неразрывно связанной с изделием, при условии их непосредственной маркировки (Дата Матрикс кодом с УИН). Суть - переход на добровольный режим биркования. |
Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», подзаконные нормативные правовые акты. |
2024 – 2030 годы |
Минфин России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России. Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации. Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.
|
Снижение издержек ювелирных производителей при одновременном повышении эстетики витрин ювелирных магазинов. |
Всю необходимую информацию о ювелирном изделии можно получить из ГИИС ДМДК при считывании Дата Матрикс кода с маркированных ювелирных изделий. В этом случае бирка, как внешний носитель, лишь дублирует информацию, содержащуюся в ГИИС ДМДК. При этом бирка, неразрывно связанная с ювелирным изделием, создает захламленность витрины, снижая эстетику выкладки изделий. |
5.1. Стратегическая задача: вывод всех содержащихся в перечне 41-ФЗ цветных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов, александритов) и жемчуга из перечня драгоценных камней Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 41-ФЗ и преобразование закона в Федеральный закон «О драгоценных металлах и алмазах» |
Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», подзаконные нормативные правовые акты. |
2024 – 2030 годы |
Минфин России, Гохран России, Федеральная пробирная палата, Минпромторг России. Внесение законопроектов – Правительство Российской Федерации. Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.
|
Снижение издержек ювелирных производителей за счет упрощения правил оборота перечисленных цветных камней. Возрождение добычи и обработки (огранки) цветных камней перечисленных наименований. |
Оборот цветных драгоценных камней не представляет интереса для экономики государства в текущей законодательной ситуации (отнесения их к драгоценным), но имеет некоторый потенциал при их выводе из данного перечня. Никакие драгоценные камни, кроме алмазов, в России в настоящее время не добываются и не обрабатываются. Ранее шла добыча (и в малой части – обработка) только изумрудов и александритов, которая в силу наличия данных наименований камней в перечне драгоценных (с вытекающими из этого обязательными требованиями) более не может быть рентабельной. |
6.1. Стратегическая задача: Строительство зданий (основные фонды) для аренды (с правом выкупа), по государственной цене аренды с ежегодным подъёмом на официальную инфляцию для предприятий ювелирной промышленности и торговли в федеральных центрах РФ с помещениями для ФПП (региональных) и банков. |
Программа государственной поддержки ювелирной отрасли или Постановление Правительства РФ |
2024 – 2030 годы |
Правительство РФ. Минпромторг РФ. Региональные власти |
Обеспечение участников отрасли основными фондами – рабочими помещениями. |
Отсутствие соответствующей программы. |
Раздел II. Тактические (срочные) задачи в ювелирной сфере ближнесрочного периода (2024 – 2025 годы)
|
|||||
1.2 Срочная задача: установить предельные сроки опробования, клеймения и маркировки ювелирных изделий в ФПП (МРУ) от 3 до 5 дней. |
Издание нормативного правового акта ведомства. |
2024 – 2025 годы |
Министерство финансов России, Федеральная пробирная палата. |
Снижение издержек участников ювелирного рынка за счет снижения потерь от простоя оборота. |
В настоящее время сроки опробования, клеймения и маркировки ювелирных изделий не установлены, что приводит к длительным ожиданиям участниками рынка с вытекающим потерями от простоя оборота. |
2.2. Срочная задача: выравнить налогообложение участников ювелирной отрасли с прочими отраслями: - возвратив возможность применения малым бизнесом, работающим с изделиями из золота, упрощенного налогового режима (УСН) - либо подняв планку применения ст. 145 Налогового кодекса РФ с 2 до 15 млн. руб. в квартал. |
Налоговый кодекс Российской Федерации. |
2024 – 2025 годы |
Минфин России, Правительство Российской Федерации. Государственная дума и Совет Федерации Российской Федерации.
|
Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в ювелирной сфере благодаря повышению рентабельности ведения бизнеса. |
После введения запрета на применение специальных налоговых режимов в ювелирной сфере (Федеральный закон 47-ФЗ) число субъектов МСП в данной сфере резко сократилось. |
3.2. Срочная задача: отменить ввозные пошлины на все виды цветных и синтетических камей и на бриллианты до 0,3 карата, а также на производственное оборудование и расходные материалы для ювелирной промышленности. |
Издание нормативного правового акта ЕАЭС (ЕЭК). |
2024 – 2025 годы |
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Министерство финансов России, Федеральная таможенная служба. |
Снижение издержек участников ювелирного рынка (необходимое условие для достижения конкурентоспособности российских изделий на мировом рынке). |
В настоящее время подготовленное Минфином России предложение блокируется в ЕЭК Республикой Армения. |
4.2. Срочная задача: ограничить непосредственную маркировку ювелирных изделий, включая складские остатки, весом изделий начиная с 3 х граммов. |
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. |
2024 – 2025 годы |
Министерство финансов России, Федеральная пробирная палата, Правительство России |
Снижение издержек участников ювелирного рынка. |
Оборот легковесных (менее 3-х грамм) изделий в любом случае будет полностью прослеживаться по Дата Матрикс коду с УИН, нанесенному на бирку ювелирного изделия. Риски отсутствуют, тем более – при обороте легковесных изделий невысокой стоимости. |
5.2. Срочная задача: отменить нанесение на ювелирные изделия, поставляемые на экспорт, любых идентификационных знаков, позволяющих определить их российское происхождение. |
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 270 от 26.02.2021 г. |
2024 – 2025 годы |
Минфин России, Федеральная пробирная палата |
Существенное расширение рынков сбыта ювелирной продукции. |
Антироссийские санкционные меры не позволяют осуществлять экспорт ювелирных изделий в недружественные страны даже через посредников, т.к. наличие на изделиях маркировки выдает их российское происхождение. |
6.2. Срочная задача: установить предельные сроки растаможивания ювелирных вставок, изделий и полуфабрикатов от 3 -х до 5-ти дней. |
Издание нормативного правового акта ведомства. |
2024 – 2025 годы |
Федеральная пробирная палата, Федеральная таможенная служба |
Снижение издержек участников ювелирного рынка за счет снижения потерь от простоя оборота. |
В настоящее время сроки растаможивания ювелирных вставок, изделий и полуфабрикатов не установлены, что приводит к длительным ожиданиям участниками рынка с вытекающим потерями от простоя оборота. |
7.2. Срочная задача: оптимизировать пропорции онлайн и оффлайн секторов ювелирного рынка. Провести анализ целесообразности предоставления прав на выдачу онлайн заказов ювелирных изделий исключительно стационарным торговым ювелирным компаниям с взиманием комиссионного процента. |
Законодательство в ювелирной сфере и нормативные правовые акты. |
2024 – 2025 годы |
Минпромторг России, Минфин России |
Достижение справедливой конкуренции между онлайн и оффлайн секторами ювелирного рынка. Блокирование излишних рисковых кампаний крупнейших производителей, создающих риски для своих акционеров). |
Бурный рост электронной торговли в ювелирной сфере часто сопровождается несправедливой конкуренцией (демпингом отдельных участников рынка с риском устойчивости рынка). Как результат – оффлайн ювелирные магазины превращаются в своеобразные «примерочные», после чего для совершения покупки потребители обращаются к онлайн-продавцам, применяющим демпинг в силу меньших затрат. |
8.2. Срочная задача: изменить подход к отбору участников международных ювелирных выставок в пользу поддержки реальных отечественных производителей (выработка оптимальных критериев и их применение). |
Издание нормативного правового акта ведомства. |
2024 – 2025 годы |
Минпромторг России, Российский экспортный центр (РЭЦ) |
Поддержка участия в международных выставках компаний, имеющих собственное производство ювелирных изделий и экспортный потенциал по качеству и объему выпускаемой продукции. |
При текущем отборе участников нередки случаи поддержки государством в участии в международных выставках не самых достойных для поддержки участников рынка (не производящих или не способных производить в товарных количествах). |
9.2. Срочная задача: отменить государственный контроль при экспорте ювелирных изделий в формате В2С. (при Интернет-торговле в адрес физических лиц). |
Издание нормативного правового акта ведомства. |
2024 – 2025 годы |
Министерство финансов России, Федеральная таможенная служба, Федеральная пробирная палата. |
Расширение рынка сбыта и снижение издержек участников ювелирного рынка. |
В настоящее время государственный контроль единичных отправлений ювелирных изделий в адрес физических лиц (B2C) отнимает неприемлемо много времени, задерживая сроки доставки товара зарубежным покупателям, что влечет сужение рынка сбыта и потерями участников рынка от простоя оборота. |
10.2. Срочная задача: проанализировать наличие признаков образования монополий в ювелирной сфере и при выявлении целесообразности ввести антимонопольные меры. |
Законодательство в ювелирной сфере и нормативные правовые акты. |
2024 – 2025 годы |
Федеральная антимонопольная служба, Федеральная пробирная палата, Минфин России |
Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в ювелирной сфере благодаря введению антимонопольных ограничений для крупнейших производителей и федеральных сетей. Блокирование излишних рисковых кампаний крупнейших производителей, создающих риски для своих акционеров). |
На долю нескольких крупнейших участников рынка сегодня приходится более половины всего оборота ювелирных изделий и эта доля постоянно растет в связи с ограниченным внутренним спросом и агрессивной политикой крупнейших компаний. |
11.2. Срочная задача: публиковать ежеквартальный отчёт ФПП по регистрации УИН изделий данных по и объемам поступивших изделий, раздельно по видам металла, по источнику появления (отечественные/ импортные), по цели поступления (только маркировка изделий из остатков/ новых изделий на клеймение и маркировку), с выделением комплектов. Также, необходима статистическая информация по ювелирному рынку от ФНС, ФТС и Росстата. |
Регулярное издание информационных сводок от ведомств. |
С 2024 г |
Федеральная пробирная палата |
Создание аналитической возможности для объективной оценки ситуации на ювелирном рынке в интересах государства и участников рынка. Повышение качества планирования. |
В настоящее время практически вся детализированная информация о поступлении изделий в ФПП не публикуется. |
12.2. Срочная задача: внести корректировку в первичные документы ГИИС ДМДК и ГИС ФТС с целью их синхронизации. |
Ведомственные акты Федеральной пробирной палаты и Федеральной таможенной службы |
2024 – 2025 годы |
Федеральная пробирная палата, Федеральная таможенная служба |
Синхронизация форм ввода информации в системы по параметрам данных, используемых информационными системами ведомств, повысит прозрачность отчетности и точность прослеживаемости ДМДК, снизит издержки участников рынка на отчетность, повысив эффективность их работы. |
В настоящее время отчетность, передаваемая в ФПП и ФТС, значительно несовместима по параметрам. |
13.2. Срочная задача: внести изменения в требования по предоставлению фотографий ювелирных изделий при оформлении временного вывоза их на международные выставки (Корнет-АТА). |
Издание нормативного правового акта ведомства. |
2024 – 2025 годы |
Федеральная таможенная служба |
Создание более приемлемых условий участникам внешнеторговых операций для предоставления своего товара на международных выставках, и, как итог – увеличение экспорта ювелирных изделий. |
В настоящее время для оформления Корнет-АТА требуется по 3 фотографии каждого изделия, что составляет большие затраты и неудобство. |
14.2. Срочная задача: разрешение проведения государственного контроля полуфабрикатов, комплектующих и ювелирных изделий на акцизных таможнях с использованием Центров электронного декларирования (ЦЭД) без их физического перемещения в Москву. |
Издание нормативного правового акта ведомства. |
2024 – 2025 годы |
Федеральная таможенная служба |
Создание более приемлемых условий участникам внешнеторговых операций. |
В настоящее время проведение государственного контроля полуфабрикатов, комплектующих и ювелирных изделий требует их доставки в Москву, что создает временные и логистические затраты участникам ВЭД. |