18.08.2024

Что такое «художник-ювелир»?

 

   По мере приближения дат вступления в силу тех или иных нормативных правовых актов, общероссийские СМИ обращают на них внимание и собирают мнения об этих мерах у участников соответствующих рынков. Так произошло и с вступлением в силу нормы по появлению нового статуса в ювелирной сфере – «художник-ювелир». Статьи по данной теме опубликовали, например, «Российская газета» и «BFM.ru».

   Не осталась в стороне и ювелирная пресса – свою статью с провокационным названием «Художники-ювелиры — лишнее звено в пищевой цепи ювелирной индустрии?» опубликовал «Ювелир-инфо». Указав на первоисточник - «BFM.ru».

   На самом деле, это статья именно «Ювелир-инфо», где помимо настоящей цитаты исполнительного директора «Гильдии ювелиров России» Владимира Збойкова, приведенной в интервью «BFM.ru», вместо также упоминаемой у «BFM.ru» позиции Анны Романовской, возглавляющей Ассоциацию малого ювелирного бизнеса (АМЮБ), приводится другое мнение - уральского ювелира Дениса Копосова. Который так прокомментировал заметку в «BFM.ru»: «Гильдия ювелиров, кроме того, принимала участие в обсуждении данного вопроса с Минфином, но не обосновала должным образом свою позицию, относительно негативного отношения к статусу "художник-ювелир". А после "драки", как говориться "кулаками не машут"...».

  Так Гильдия и «не машет кулаками» - нам просто безразлична эта «суета вокруг дивана». Да, Гильдия изначально возражала против «вбивания очередного клина» в ювелирное сообщество, бюрократического его раскола введением понятия «художник-ювелир» на «достойных» и «не очень достойных» ювелиров (https://agjr.ru/press-center/news/2021/4/ne-nuzhno-delit-yuvelirov-na-dostojnyh-i-nedostojnyh).

   Но когда появился текст проекта о художниках-ювелирах, Гильдия прекратила высказывать свои возражения по простой причине – придуманный в Минфине новый статус – просто НИ О ЧЕМ! Его появление – лишь имитация заботы государства о развитии ювелирного искусства. И уход от обсуждения темы возврата прав ювелиров на применение специальных налоговых режимов. В подобном суждении Гильдия не была одинока – например, https://svoedeloplus.ru/2023/01/13/minfin-predstavil-hudozhnikov-yuvelirov/.

   Так что же это за статус такой, «художника-ювелира», о чем спор-то идет? Самое смешное, что до конца про этот статус Минфин не определился, что же такое «художник-ювелир». Но по тому, что уже или нормативно закреплено, или заявлено Минфином в том или ином проекте НПА, можно составить некий прообраз. Судите сами, в сравнении с нормами для самых обычных индивидуальных предпринимателей.

Норма

Художник-ювелир

Индивидуальный предприниматель

Налоговый режим при работе с изделиями из золота

Подоходный налог

ОСНО

Полная подконтрольность ФПП

Есть

Есть

Возможность привлечения к производству лиц по найму

Нет

Есть

Ограничения объемов производства

Не менее 1 шт. за 3 года, но не более 50 штук в год.

Нет

Необходимость прохождения специальной госкомиссии для утверждения статуса

Есть

Нет

Возможность осуществления работ на дому

Возможно будет (?)

Нет

Необходимость допуска в рабочее помещение должностного лица ФПП

Есть

Есть

Необходимость работы исключительно по адресу, указанному в карте специального учета

Есть

Есть

Необходимость состоять на специальном учете в ФПП

Обязательно

Обязательно

Необходимость соблюдать требования 115-ФЗ

Обязательно

Обязательно

Необходимость предоставления сведений об изменениях данных в ФПП

Обязательно

Обязательно

Необходимость предоставления ювелирных изделий на государственное опробование, клеймение и маркировку (кроме изделий из серебра)

Обязательно

Обязательно

Необходимость применения ГИИС ДМДК

??? Четко не оговорено

Обязательно

Необходимость использования спецтранспорта с охраной для доставки сырьевых драгоценных металлов и камней

Обязательно

Обязательно

Необходимость соблюдать все нормы учета, хранения и инвентаризации ДМДК и продукции из них (Инструкция Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н)

Обязательно

Обязательно

 

   Забавно, но в попытке хотя бы как-то не на словах, а на деле предоставить художникам-ювелирам более простую отчетность, Минфин подготовил поправки в Инструкцию Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н.

   Посмотрите, что получилось:

Норма

Художник-ювелир

Индивидуальный предприниматель

Необходимость соблюдать нормы учета, хранения и инвентаризации ДМДК и продукции из них (Инструкция Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н), в том числе:*

Обязательно

Обязательно

… в т.ч. пункт 12 Инструкции 231н:

Художник-ювелир ведет учет драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий, их содержащих, в журнале учета на бумажном носителе либо в электронном виде. При ведении журнала учета на бумажном носителе журнал заполняется четко и ясно, без помарок и подчисток и должен быть прошнурован и подписан художником-ювелиром.

Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения … ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, установленных локальными актами организации.

… в т.ч. пункт 15 Инструкции 231н:

Прием и отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней художником ювелиром осуществляется единолично. Результаты приемки и отпуска ценностей художником-ювелиром вносятся в журнал учета на бумажном носителе либо в электронном виде

Вскрытие посылок и прием ценностей производится материально ответственным лицом в присутствии комиссии, состав которой определен приказом руководителя организации, в установленные организацией сроки.

… в т.ч. в пункт 28 Инструкции 231н:

Инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.

Инвентаризация художником-ювелиром драгоценных металлов, драгоценных камней, полуфабрикатов ювелирных изделий и ювелирных изделий, а также лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней проводится единолично один раз в год (по состоянию на 1 января).

Инвентаризация художником-ювелиром драгоценных металлов и драгоценных камней проводится при выявлении фактов хищения, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

Фактическое наличие драгоценных металлов, драгоценных камней при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, сопоставления данных, отраженных в журнале учета на бумажном носителе либо

в электронном виде, с данными сопроводительных документов. Результаты инвентаризации вносятся в журнал учета на бумажном носителе либо

в электронном виде.

Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях и ювелирных изделиях, а также ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, переданных в другие организации или находящихся в пути, но числящихся у художника-ювелира, заносятся в журнал учета на бумажном носителе либор

в электронном виде отдельной записью, где указывается наименование организации, наименование ценностей, количество, масса драгоценных камней, общая масса и масса в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов, дата передачи ценностей, номера и даты документов.

При выявлении отклонений от данных учета драгоценных металлов и драгоценных камней (излишки, недостача) в журнале учета на бумажном носителе либо в электронном виде указываются причины выявленных отклонений.

 * пункт 8 Инструкции 231н дополняется нормой «При использовании и обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий художниками-ювелирами осуществляется учет: драгоценных металлов – по наименованию, массе в граммах (в перерасчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), драгоценных камней – по массе (в граммах, каратах), качеству (по цвету и чистоте), а также в стоимостном выражении по данным сопроводительных документов».

Пункт 10 Инструкции 231н распространяется на художников-ювелиров: «Организациями и художниками-ювелирами также учитываются:

- изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы… по наименованию и качеству драгоценных металлов, массе химически чистых драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении;

- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), … по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству отходов, общей массе отходов и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них, а также в стоимостном выражении;

- отходы драгоценных камней, образовавшиеся при их обработке, изготовлении… по наименованию, качеству, массе и в стоимостном выражении».

  Так будет ли у художников-ювелиров возможность работать без применения ГИИС ДМДК? Непонятно…

   Но, как минимум в Приказ Минфина России от 4 мая 2017 г. N 71н по совершению сделок с необработанными драгоценными камнями через ГИИС ДМДК уже точно намечено занести художников-ювелиров.

   Ну как, хочется быть художником-ювелиром?