14.11.2023
Уважаемые члены Ассоциации!
Из Минэкономразвития РФ в Ассоциацию поступил запрос на проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на проект приказа Минфина России «Об утверждении формата представляемой в ГИИС ДМДК информации, структуры сведений и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. № 173н».
Выполнение данного ОРВ в отношение новой редакции Форматов позволяет нам высказать претензии к чрезмерному объему информации, требуемой для ввода в ГИИС ДМДК. Так как конечная дата направления позиции в Минэкономразвития – 17 ноября, а документ поступил только вчера, то просьба до вечера 16 ноября (четверга) прислать в адрес [email protected] свое мнение – направлять ОРВ с предлагаемым текстом, или внести в текст определенные поправки.
ПУБЛИЧНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПРОЕКТУ АКТА (РЕШЕНИЯ)
Дата окончания публичных консультаций: |
17.11.2023 |
ФИО ответственного сотрудника Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия: |
|
Адрес электронной почты для направления опросного листа: |
Синицына Владислава Сергеевна тел. 8 (495) 870-29-21 IP 13567 |
Общие сведения о проекте акта:
Наименование проекта акта (решения): |
«Об утверждении формата представляемой в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота информации, структуры сведений и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. № 173н» |
Разработчик: |
Минфин России |
ID проекта акта (решения): |
ID проекта: 02/08/08-23/00141088 |
По возможности, укажите:
Наименование организации: |
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» |
Сфера деятельности: |
Общественная организация производственных и торговых предприятий ювелирной отрасли. |
ФИО контактного лица: |
Збойков Владимир Александрович |
Адрес электронной почты контактного лица: |
|
Номер телефона контактного лица: |
+7 977 486-90-70 |
1. Актуальна ли проблема, обозначенная разработчиком в сводном отчете? |
да |
нет |
В случае отрицательного ответа приведите обоснование. |
2. Существуют ли альтернативы предлагаемому способу решения проблемы? |
да |
нет |
Форматы представления в ГИИС ДМДК информации и структуры сведений как документ (акт) принимаются не до, а после их состоявшегося внедрения, начала практического использования. Де-факто, Форматы являются итоговым результатом разработки структуры ГИИС ДМДК программистами Гознака, причем внедрение ГИИС ДМДК с самого начала шло по ходу даже не тестирования, а по ходу создания системы. Таким образом, участники рынка ДМДК столкнулись с необходимостью взаимодействия с очень «сырой» системой, периодически зависавшей и дававшей множество сбоев. Альтернативным вариантом могло быть внедрение ГИИС ДМДК в нормальном режиме, т.е. сначала должны были быть разработаны Форматы, причем в итоговой версии, затем на их основе должна была быть разработана альфа, бета и т.д. версии программного обеспечения, должно было бы проводиться их тестирование, и лишь затем – ввод системы ГИИС ДМДК в боевую эксплуатацию. По факту, вся тяжесть внедрения «сырой» ГИИС ДМДК и разработки Форматов по ходу работы системы легла на плечи участников рынка ДМДК, имевших большие потери из-за простоев. Оценить затраты участников рынка, связанные с простоями, не представляется возможным, т.к. из опасений негативного отношения к себе со стороны регулятора и контролера официальных жалоб, а, тем более, судебных исков, со стороны участников рынка практически не было. |
3. Имеет ли предлагаемое регулирование ясное, логичное и однозначно понимаемое содержание? |
да |
нет |
|
4. Содержит ли проектируемое регулирование положения, дублирующие либо противоречащие действующим требованиям законодательства? |
да |
нет |
Проект Форматов на 560 страницах представляет собой свод обязательных требований по учету и отчетности в сфере ДМДК, охватывающий практически все виды деятельности в данной сфере, плюс дополнительные обязательные требования по кодировке некоторых данных для представления в системе ГИИС ДМДК. Таким образом, Форматы замещают собой множество различных подзаконных нормативных правовых актов, действующих в сфере ДМДК, дублируя их требования. Представляется целесообразным с целью упрощения архитектуры свода НПА в сфере ДМДК отменить действие тех положений и норм, которые вошли в Форматы. А еще лучше – отменить действие теперь уже дублирующих нормативных правовых документов в пользу применения единого свода обязательных требований по учету и отчетности в сфере ДМДК – Форматам. Предлагается в связи с вводом Форматов провести ревизию необходимости сохранения ряда действующих нормативных правовых актов и их частей, устанавливающих обязательные требования по предоставлению информации (данных) для ведения учета и отчетности в сфере ДМДК. |
5. Является ли предлагаемое регулирование фактически исполнимым? |
да |
нет |
В целом, регулирование учета и отчетности в сфере ДМДК путем применения Форматов как свода необходимой информации и ее структуры является исполнимым. Вместе с тем, получение участником рынка информации по целому ряду позиций Форматов на практике чрезвычайно затруднен (например, перечень характеристик драгоценных камней, представленных в российской системе, при их ввозе в ЕАЭС). С учетом огромного объема данных, представленных в Форматах, конкретное перечисление информации (данных), предоставление которых в ГИИС ДМДК выглядит исполнимым не во всех случаях, в данном опросном листе не представляется возможным. |
6. Обосновано ли предлагаемое регулирование наличием рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям[1]? |
да |
нет |
По финансовой емкости сфера ДМДК в РФ (на примере 2018 г.) выглядит следующим образом: - экспорт ДМДК - 39,6%% - потребление ДМДК в ЦБ РФ, банками, технической промышленностью – 52,8%; - ювелирных изделий (включая импорт), с учетом затрат на изготовление и реализацию – 7,6%. Ювелирная промышленность использует лишь 11…12% добываемого в стране золота и 9 …14% добываемого серебра. Но в текстовом объеме Форматов на долю информации, связанной исключительно с ювелирными изделиями, приходится более 47% (порядка 265 страниц из 560, содержащих структуры). Т.е. в Форматах производству и обороту ювелирных изделий придается значение, неадекватное роли обращаемых ценностей – обороту менее 8% стоимости ДМДК уделяется более 47% внимания. Необходимо учитывать, что если добычей ДМДК, аффинажем ДМ, оборотом банковских слитков ДМ занимаются, как правило, средние или крупные предприятия, то производство и оборот ювелирных изделий осуществляется более, чем в 93% случаев (по числу участников рынка) малыми и микро-предприятиями, для которых обслуживание ГИИС ДМДК с объемом данных по вводимым Форматам является крайне тяжелой административной нагрузкой. Из вышеприведенного следует, что риски оборота ювелирных изделий для интересов охраны законом ценностей в структуре всей сферы ДМДК сильно преувеличены, что нашло отражение по объему информации (данных) во вводимых Форматах.
Однако важнейшим фактором избыточности объемов данных, определяемых Форматами (и, соответственно, требуемых для ввода в ГИИС ДМДК от участников рынка) является тот факт, что практически все ювелирные производственные и торговые компании являются частными. Таким образом, государство путем введения обязательных требований по предоставлению информации в ГИИС ДМДК, определяемых Форматами, оказывает незаявленную бизнесом услугу по охране ценностей, государству не принадлежащих, невостребованно предотвращая риски не государства, а частного бизнеса. Причем даже добычные и аффинажные компании также являются частными, хотя в этих компаниях нередко присутствует доля государства. |
7. Содержит ли проектируемое регулирование положения, которые устанавливают избыточные обязанности, запреты и ограничения? |
да |
нет |
Избыточные обязанности частных участников рынка ДМДК заключаются в необходимости при любом обороте ДМДК передавать в ГИИС ДМДК информацию (данные) в объеме, определяемом не потребностями, определяемыми ведением бизнеса между партнерами, а требованиями Форматов. Запреты и ограничения оборота ДМДК для участников их рынка заключаются в том, что их действия должны в обязательном порядке сопровождаться передачей информации (данных) в ГИИС ДМДК в объемах, определяемых вводимыми Форматами, и если Форматы не позволяют использовать иные параметры ДМДК, нежели приведенные в них, то такие действия оказываются невозможными в правовом поле. Например, участник рынка драгоценных камней не имеет возможности ввести в ГИИС ДМДК характеристики драгоценных камней в системе, отличной от используемой в Форматах отечественной системы оценки, даже в том случае, если импортируются камни, описанные поставщиком в зарубежной системе. |
8. Приведет ли вступление проекта акта (решения) в силу к возникновению необоснованных расходов? |
да |
нет |
Как было отмечено выше, проект Форматов представления информации и ее структуры в ГИИС ДМДК вводится не до, а уже после запуска ГИИС ДМДК в эксплуатацию, причем уже действует предыдущая редакция Форматов. Однако новая редакция Форматов расширяет и узаконивает дополнительные обязательные требования к обслуживанию эксплуатации ГИИС ДМДК. Введение все новых и новых требований по передаче в ГИИС ДМДК информации (данных), закрепляемых в Форматах, влечет за собой увеличение административной нагрузки на всех участников рынка ДМДК. При этом в пакете введения Форматов не приводится какого-либо обоснования реальной необходимости для интересов государства того объема данных, который предусмотрен проектом Форматов для ввода участниками рынка в ГИИС ДМДК. |
9. Как Вы оцениваете потенциальную величину издержек, возникающих в случае вступления в силу проекта акта (решения) в текущей редакции? |
Корректно оценить величину дополнительных издержек от расширения объема информации (данных), предусмотренных новой редакцией Форматов, не представляется возможным, т.к. для каждого из направлений деятельности в сфере ДМДК это увеличение будет носить свой собственный размер. |
10. Какие риски, положительные и отрицательные последствия Вы видите в случае вступления в силу проекта акта (решения) в текущей редакции? |
Основной риск для участников рынка ДМДК от введения Форматов заключается в том, что Форматы закрепляют в правовом поле совокупный объем информации (данных), которые будет необходимо вводить в ГИИС ДМДК. С точки зрения техники нормотворчества, внесение каких-либо послаблений в будущем будет осложнено необходимостью внесения поправок не только в нормативный правовой акт, норма которого подлежит устранению или изменению, но, также, и в Форматы. Риски для интересов государства заключаются в том, что дальнейший рост и так избыточной нагрузки на участников рынка ДМДК благодаря расширению обязательных требований по вводу в ГИИС ДМДК информации, оговоренной в Форматах, приведет к: - дальнейшему снижению эффективности бизнеса, понижению производительности труда (осуществление контроля за своими действиями не является производственной целью ни одного из участников рынка ДМДК); - снижению конкурентоспособности российских участников рынка ДМДК на мировом рынке (в мире нет сопоставимой по объему требований национальной системы контроля за оборотом ГИИС ДМДК); - сокращению численности участников рынка ДМДК, не готовых к оперированию установленными Форматами объемами информации, оговоренной Форматами (прежде всего – уход с рынка субъектов малого и микро-бизнеса); - полной ликвидации ряда сегментов рынка ДМДК из-за непомерности административной нагрузки (например, огранки цветных драгоценных камней в структурах малого и миробизнеса). |
11. Как Вы считаете, необходимо ли установление переходного периода для вступления в силу проекта акта (решения)? |
да |
нет |
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако, как было отмечено выше, объемы информации, предусмотренные проектом Форматов, уже применяются в системе ГИИС ДМДК. Т.е. Форматы постфактум закрепляют уже заданные объемы информации, требуемые при работе с ГИИС ДМДК, но с некоторым их расширением и уточнением. |
12. Общие замечания и предложения к проекту акта (решения) |
Новая редакции Форматов не во всем является нормативной первопричиной чрезмерной административной нагрузки на участников рынка ДМДК, прежде всего – на малый и микробизнес, действующий на этом рынке преимущественно в ювелирной отрасли. В то же время, Форматы нормативно закрепляют совокупный объем данных, определенный для работы с ГИИС ДМДК и являющийся чрезмерным. |