09.02.2026

Руководитель ФПП Зубарев Ю.И. провел совещание по обсуждению приказов ФПП с Ассоциацией «Гильдия ювелиров России»

   6 февраля 2026 г. Руководитель Федеральной пробирной палаты Юрий Зубарев провел совещание по обсуждению приказов ФПП с Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» в лице Владимира Збойкова. В совещании также принимала участие Начальник отдела нормативного правового регулирования Департамента ДМДК Минфина России Нино Глазунова.

 

   Темой обсуждений стало обсуждение возможных корректировок в пакете приказов палаты, недавно прошедших на Рабочей группе ДМДК процедуру очередной перерегистрации. По договоренности с Минфином России, ряд предложений Ассоциации были вынесены на отдельную встречу с ФПП, которая и состоялась в пятницу.

   Первым обсуждался Приказ, утвердивший «Инструкцию по опробованию, анализу, клеймению ювелирных и других изделий…». В Инструкции, ее пункте 2 е) прописано, что для выполнения пробирных работ и нанесения двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные изделия принимаются невостребованные ювелирные изделия, на которые ломбардом обращено взыскание, только при наличии на них четкого оттиска пробирного клейма.

   По мнению Ассоциации, данное ограничение для ломбардов приведет к тому, что физические лица будут запускать эти изделия во вторичный оборот на площадках, где нет ни НДС, ни значительных дополнительных издержек. И нет никакого дохода государства от вторичного оборота. Такие изделия будут обращаться на вторичном рынке по гораздо более низкой цене, чем аналогичные новые изделия на первичном рынке. И это создаст крайне неблагоприятную конкуренцию для производителей ювелирных изделий и вообще для всей торговли новыми ювелирными изделиями.  

   Юрий Иванович согласился, что полный запрет принимать от граждан изделия без клейма – не лучшее решение. Палата рассматривала другой вариант решения: ограничить количество изделий без клейма на одного сдатчика для физических лиц три изделия в месяц. Планируется, что сканы паспортов сдатчиков будут заноситься в ГИИС ДМДК, и тогда норма в 3 изделия без клейма в месяц может быть принята.

   Следующим обсуждались предложения Ассоциации по приказу, утверждающему «Перечень изделий, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, не подлежащих приему ломбардом в залог». Здесь Ассоциация усматривает неудачными норму пункта 7, по которому не подлежат приему ломбардом в залог обработанные драгоценные камни массой до 0,3 карата без документов, полученных при их приобретении, а также пункта 6, согласно которого нельзя ломбардам принимать в залог обработанные драгоценные камни массой более 0,3 карата без сертификата и, опять же, без документа, полученного при их приобретении (без кассового чека и т.п).

   По мнению Ассоциации, данные нормы наносят значительный вред развитию вторичного рынка ограненных драгоценных камней, без которого не может полноценно развиваться спрос на ограненные драгоценные камни на рынке первичном, в том числе – в составе ювелирных изделий. Это особенно значимо сегодня, когда спрос на бриллианты из природных алмазов и так несет огромные потери из-за бурного развития ограненных синтетических алмазов.

   Создана парадоксальная ситуация: физические лица имеют законное основание на совершение сделок как с сертифицированными, так и с несертифицированными ограненными драгоценными камнями между собой, но при этом физические лица не будут иметь возможности сдать даже сертифицированные ограненные драгоценные камни в ломбард, если нет чека, подтверждающего их приобретение. Причем важно то, что закон 41-ФЗ вообще не ставит условием для оборота обработанных драгоценных камней предъявления чека или иного документа об их приобретении!

   Обсуждение вопроса с Юрием Ивановичем показало наличие нестыковок в действующей нормативной правовой базе по обороту обработанных драгоценных камней. Однако трудно было отогнать мысль, что лучше так, правовой вакуум, чем эту область отрегулируют… Но ее в дальнейшем все же отрегулируют – силами Минфина России.

   Третий обсуждаемый вопрос касался приказа о нормах отбора проб на опробование ювелирных изделий. Суть предложений Ассоциации сводилась к идее создания искусственных технических барьеров, снижающих привлекательность занятия импортом ювелирных изделий. Естественно, ради поддержки российских производителей.

   Ассоциация предложила ввести не выборочную, а сплошную, 100-процентную проверку изделий из золота и увеличить норму отбора проверки изделий из серебра до 50%. А также прописать, что «Изделия отечественного производства опробуются при повышенной загрузке первостепенно».

   Юрий Иванович указал, что подразделения ФПП, занимающиеся проверкой изделий российских производителей и импорта никак между собой не связаны, и скорость прохождения процедуры опробования, клеймения и маркировки в МРУ ФПП для российских производителей никак не зависит от загруженности ФПП импортными изделиями. В силу чего поправки не требуется. Что же касается создания искусственных технических барьеров импорту, то в этом Юрий Иванович не видит сегодня необходимости – по мере спада оборотов рынка импорт также падает…

   Ассоциация выражает признательность Юрию Ивановичу и Минфину России за организацию данного обсуждения. Безусловно, подобные обсуждения очень полезны для лучшего понимания мотивов принятия норм регулирования ювелирного рынка.