12.10.2023
11 октября 2023 г. в Комитете по экономической политике Совета Федерации прошло совещание по теме «Государственное регулирование оборота изделий из серебра». Модерировал совещание сенатор от Костромской области Калашник Сергей Викторович.
Нет смысла объяснять интерес ювелирного сообщества к мероприятию – здесь все очевидно. Как и нет смысла пересказывать содержание обсуждений – видео выложено в сети, на Рутубе - https://rutube.ru/video/3f9c5e3ac9b9de9c546ec87adfa55834/. Поговорим о другом – о шансах, которые были, есть и будут как у интересантов, так и противников предоставления малым компаниям специальных налоговых режимов при работе с изделиями из серебра.
Каков обычный порядок принятия в России новых законов (а введение разрешения на специальные налоговые режимы при работе с изделиями из серебра требует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ)? В большинстве случаев законопроект рождается в недрах того или иного органа федеральной исполнительной власти, или ФОИВе, как принято сокращать (по налогам – тем более), и направляется в Правительство РФ. Правительство РФ выступает с законодательной инициативой. Далее идут обсуждения законопроекта в профильной рабочей группе при Аналитическом центре при Правительстве РФ (в рамках «Регуляторной гильотины»), в рамках процедур оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Часто – также и в рамках различных совещаний и «круглых столов» в палатах Федерального собрания – в Совете Федерации и Госдуме.
В проектах по налогам редко бывает иначе. Ну, можно разве что вспомнить про уникальную в свете скорости реализации инициативу по изменению налогообложения малого ювелирного бизнеса, которая была проявлена депутатом Государственной думы Резником Владиславом Матусовичем.
Так вот, в обсуждаемых поручениях по серебру, Президент не выходил с законодательной инициативой, но поручил до 1 августа 2023 года «Правительству Российской Федерации при участии Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» рассмотреть вопрос о возможности предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим реализацию ювелирных и других изделий из серебра, права на применение специальных налоговых режимов».
Понятно, что можно рассмотреть вопрос о возможности, и не найти его решения. Но проблема в том, что ни в «Деловой России», ни в ювелирном сообществе ничего не слышали про рассмотрение данного вопроса в Правительстве РФ ни до 1 августа, ни до 11 октября, когда состоялось совещание в Совете Федерации. Зато была известна позиция Департамента государственного регулирования отрасли ДМДК о необходимости рассмотрения данного вопроса на площадках Совета Федерации и Госдумы, с участием всех заинтересованных сторон. Инициатива немного странная – поручение о рассмотрении вопроса было дано Правительству РФ, а не палатам Федерального собрания. Причем срок этого поручения давно истек.
Ну, хорошо, собрались в Совете Федерации заинтересованные стороны (все ли?). Мероприятие было организовано Сергеем Викторовичем очень демократично – все желающие смогли присутствовать, и все присутствующие смогли высказать свою позицию. Даже на Рутубе шла трансляция совещания. Претензий нет.
Однако ключевого сообщения от Правительства РФ присутствующие на совещании так и не услышали. Собственно, от аппарата Правительства РФ на совещании никого и не было. Как и не было никого от Федеральной налоговой службы и от Департамента налоговой политики Минфина России. Т.е. не было тех, кому и было адресовано рассмотрение возможности введения специальных налоговых режимов в Поручении Президента. Какой же тогда был смысл рассматривать вопрос в отсутствии тех, кому его рассмотрение было поручено?
С точки зрения положительного решения вопроса – никакого. С точки зрения увода вопроса от принятия положительного решения – смысл был прямой – ведь были же на совещании высказаны мнения оппонентов. И сеть «585» против, и компания «Ювелит» (Соколов), и «Русские узоры» против. Так что, вопреки известному изречению, площадки Федерального собрания – это, как раз, есть отличное место для дискуссий. Для «выпускания пара» тем, у кого наболело и для демонстрации наличия возражений (если это нужно регулятору).
Ключевым заявлением на совещании оказалось сообщение Заместителя директора Департамента государственного регулирования отрасли ДМДК Минфина Маргаритова Николая Алексеевича о том, что «коллеги отраслевого департамента Минфина вместе с ФНС прорабатывают вопрос администрирования и минимизации возможных налоговых рисков, которые могут возникнуть у субъектов в сфере производства и торговли. Официально драфт не поступал, и когда он поступит, мы присоединимся к нашим коллегам, которые ведут вопрос в налоговом департаменте Минфина и выработаем единое решение».
Оппа-на! Так что же тогда обсуждали собравшиеся на совещании в Совете Федерации, если никакого, даже предварительного, решения Правительства по обсуждаемому вопросу пока нет? Нет еще даже предложений в Правительство РФ от Минфина и ФНС! Фальстарт…
А фальстарт ли? Не финиш ли? Ведь теперь заинтересованные в отрицательном решении вопроса стороны по итогу проведенного совещания получили основание для отказа в предоставлении специальных налоговых режимов для субъектов МСП, работающих с изделиями из серебра – у крупных игроков есть опасения, что будет хуже… А так все – просто замечательно!
Но есть нюанс. Впереди выборы, и игнорирование Поручения Президента, в котором затронуты интересы немалой группы предпринимателей (избирателей), оказавшихся дискриминированными по профессиональному признаку – может оказаться не самой приятной новостью для Администрации Президента, куда ювелиры пока еще не обращались за помощью.
Как ни крути, а «Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса» – это действующая государственная политика. Данный блок в рамках главы «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» есть в разделе «Национальные цели развития» - важнейшего, обсуждаемого сегодня документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
Конечно, можно рассчитывать на то, что рано-поздно малые ювелиры устанут бороться за свои дискриминированные права – быть равными среди равных. Кто-то к ОСНО приспособится, кто-то в «серый рынок» уйдет… Но кто-то ведь может счесть нужным идти до конца в защите своих нарушенных прав на равное отношение государства ко всем субъектам МСП, вне зависимости от того, кто с какой группой товаров народного потребления работает.
Ювелирные изделия из серебра – не предметы роскоши, как это парадоксально звучало на прошедшем совещании. Как раз наоборот – это необходимый и недорогой бытовой товар для не очень состоятельных граждан. Роскошь на ювелирном рынке – это топовые изделия зарубежных брендов. Это ювелирные изделия из золота и платины с крупными бриллиантами высоких характеристик. Но речь-то на совещании шла про изделия из серебра…
Наконец, предоставление прав работать на специальных налоговых режимах тем, кто производит и реализует серебро только отечественного производства – это реальная мера по обеспечению импортозамещения в данном секторе. Или есть задача поддержать рынком сбыта турецких и прочих заморских ювелиров?
Что ж, ждем следующего совещания в Совете Федерации, в конце декабря или в январе следующего года. Посмотрим, с чем к нему придем…