20.11.2025

В Ассоциации "Гильдия ювелиров России" состоялось очередное Общее отчетно-выборное собрание

   20 ноября 2025 г. в онлайн режиме состоялось очередное отчетно-выборное Общее собрание Ассоциации. Отрадно отметить, что процент членов Ассоциации, нашедших возможность принять участие в собрании оказался выше, чем это обычно случалось ранее в Ассоциации – 64% от общего числа членов (при необходимом для легитимности кворуме в 50%).

   В повестке собрания были традиционные для подобного мероприятия вопросы: отчет Исполнительного директора о работе за прошедший с момента его избрания период, доклад Председателя Ассоциации, отчет Ревизора Ассоциации.

   Исполнительный директор Ассоциации Владимир Збойков сделал доклад с отчетом о проделанной за прошедший период работе. Ниже он приводится без сокращений.

    «Уважаемые коллеги, ввиду ограниченного времени на доклад остановлюсь на всем кратко, подробнее – в разосланном тексте. Сначала об оценке ситуации в ювелирной сфере в текущем периоде. Мы понимаем, насколько возросла роль драгоценных металлов в нынешних экономических условиях. Но драгметаллы для ювелирной отрасли – это основное сырье, поэтому отрасль фактически стала заложницей того вида сырья, которое используется при производстве изделий.

   Рост цены золота и серебра на мировом рынке, вероятно, будет сохраняться. По мере осложнения у нас экономической ситуации и падения реальных доходов населения снижение оборота в ювелирном секторе будет у нас только усиливаться. Впрочем, дорогое золото тормозит и мировые продажи ювелирных изделий: спрос на золотые ювелирные изделия в третьем квартале в мире упал на 19%.

   Работать на ювелирном рынке становится все тяжелее. Новый вызов ювелирам бросили маркетплейсы. С одной стороны, это новый современный канал продаж, особенно эффективный в расчете на молодежную аудиторию. Но с другой стороны – маркетплейсы создают максимальный уровень конкуренции за счет скидок и удобства сравнения цен на аналогичные товары, что приводит к снижению их средней цены и сокращению трафика у обычных ювелирных магазинов.

   Наконец, следует учитывать риски поступления на наш внутренний рынок беспошлинной ювелирной продукции из тех стран, с которыми Россия устанавливает преференциальные соглашения. В первую очередь – из ОАЭ.   

   Свою борьбу по налогам мы вели, когда малый бизнес ювелирной отрасли из-за 47-ФЗ оказался несправедливо дискриминирован по отношению к другим отраслям экономики. Но сегодня ситуация иная, и в этой ситуации борьбу за сдерживание налогов на малый бизнес политически лучше вести тем отраслям, которые обеспечивают первостепенные потребности населения. Однако в этих условиях тем более необходимо бороться за снижение административной нагрузки, и Ассоциация этим занималась.

       Кратко о действиях Ассоциации в прошедшем периоде. Остановлюсь лишь на ключевых событиях в отрасли. Ассоциация активно боролась за интересы малого бизнеса в 2023 году, собирая статистическую информацию, сколько малых ювелирных компаний закрывается из-за запрета применения в отрасли СНР, писала письма, обращали на это внимание регулятора. Шла работа по отстаиванию снижения административной нагрузки на ювелирный бизнес. Ассоциация через все доступные каналы в то время также пыталась доказать регулятору избыточность введения маркировки ювелирных изделий по металлу.

   26 мая 2023 года Председатель Ассоциации Гумеров Флун Фагимович, выступая перед Президентом страны на съезде «Деловой России», предложил главе государства приравнять условия оборота изделий из серебра к условиям оборота бижутерии. И Президент, как мы знаем, поддержал это предложение. В итоге серебрянники получили право на СНР.

   В 2024 году Ассоциация пыталась обратить внимание Минфина на отсутствие научно-технической проработки необходимости физической маркировки ювелирных изделий. Мы подчеркивали, что цифровизация контроля должна заменять устаревшие методы, а не дополнять их.   Однако система ГИИС ДМДК не заменила «бумажную» отчетность, а маркировка ювелирных изделий не привела к необходимости возить их в подразделения палаты на опробование и клеймение. О чем и говорила Ассоциация.

   Ассоциация предлагала в 2024 году разработать государственную программу развития сферы ДМДК. Но здесь мы натолкнулись на проблему: разработка каких-либо стратегических программ развития сферы ДМДК закреплена не за Минфином, т.е. регулятором отрасли, а за Минпромторгом.

   В июне 2024 года была предпринята попытка уничтожить техническое регулирование оборота драгоценных камней, расширить перечень драгоценных камней и дать право определять классификационные характеристики драгоценных камней лишь трем государственным лабораториям. Закон, благодаря позиции Минфина, поддержавшего Ассоциацию, был в итоге принят без этих перегибов, но он породил новый вид контроля – подтверждение классификационных характеристик драгоценных камней и характеристик драгоценных металлов при их ввозе из стран ЕАЭС. 

   В декабре 2024 года стало известно о том, что с ОАЭ подписано преференциальное соглашение, по которому ювелирные изделия будут завозиться в Россию из ОАЭ беспошлинно. Ассоциация и все заинтересованные ФОИВы были против сохранения в соглашении с ОАЭ позиции по ювелирным изделиям, но интересы развития ювелирной отрасли в большой политике явно не ключевые. Так что соглашение с ОАЭ с высокой степенью вероятности заработает.

   В 2025 году одной из главных тем стал запрет с 1 сентября на оборот ювелирных изделий без нанесенной на них маркировки. Из норм 270 постановления следовало, что даже хранение этих немаркированных изделий будет восприниматься как нарушение, вплоть до уголовного обвинения в незаконном обороте драгоценных металлов. Ассоциация приняла деятельное участие в разрешении этого вопроса. По счастью, вопрос с остатками удалось разрешить с минимальными проблемами для участников рынка.

   Пару слов про текущую паузу в работе Ассоциации над налоговыми вопросами. Последнее обращение на налоговую тему Ассоциация отправила 6 июня 2025 года. В письме содержалось предложение приравнять права субъектов МСП, работающих с любыми драгметаллами, к аналогичным правам МСП в других отраслях экономики. Также, Ассоциация обратила внимание Минфина на то, что лимит по статье 145 Налогового кодекса не индексировался уже 20 лет. Но нам напомнили про дефицит федерального бюджета и ожидаемо отказали.

   Что хотел бы отметить: кошмарный период полного раздрая внутри отраслевого сообщества из-за введения запрета специальных налоговых режимов для ювелиров позади, и больше ничего подобного по масштабам у нас не предвидится. Сегодня вся отрасль плывет «в одной лодке».

   Теперь о внутренней жизни Ассоциации. Отчет ревизора на прошлом отчетно-выборном собрании в 2023 году содержал рекомендации о срочной необходимости добровольных взносов в размере не менее 2,3 млн. руб., чтобы погасить имевшейся тогда задолженности по пенни и штрафам. Чтобы не прибегать к этому, мне пришлось сократить двух сотрудников аппарата. Это решение спасло Ассоциацию от банкротства - жить мы начали по средствам, но скромно. Сегодня у Ассоциации долгов нет.

   После проведения изменений в Уставе, директор в Ассоциации стал не генеральный, как раньше, а исполнительный, т.е. выработка ключевых решений в большей степени теперь возложена на членов Ассоциации, голосующих за направления деятельности Ассоциации на Общих собраниях. Это хорошо для дела – коллективный разум эффективнее единоличного…

   Важна активность членов Ассоциации. Я благодарен нашим членам, которые обращаясь со своими предложениями в аппарат с письмами или просто устно, по телефону. Эта та обратная связь, без которой невозможно было бы ведение продуктивной работы.

   Таким образом, уважаемые коллеги, Ассоциация – это не столько аппарат, сколько все члены Ассоциации во главе с Советом Ассоциации. А я, как исполнительный директор, лишь материализую в виде документов ваши пожелания. Спасибо за внимание.»

   В своем докладе общему собранию Председатель Ассоциации Флун Гумеров остановился на ряде ключевых событий. Первым из таких событий Флун Фагимович отметил налаживание нормального делового контакта с Директором департамента ДМДК Минфина Юлией Гончаренко и Руководителем ФПП Юрием Зубаревым. Ассоциация благодарна за этот постоянный диалог, без которого не может быть конструктивного взаимодействия с отраслевыми госорганами.

   Как личную заслугу, Флун Фагимович упомянул отмену вывозной пошлины на ювелирные изделия, добиться чего удалось в свое время благодаря заданному вопросу на встрече в Костроме с Министром экономического развития Максимом Решетниковым, при поддержке сенатора Николая Журавлева и Губернатора Костромской области Сергея Ситникова. После чего нормативный акт был отменен, и сегодня вывозной пошлины на ювелирные изделия уже нет.

   По вопросам подготовки Стратегии развития ювелирной отрасли и экспорту была встреча с Министром промышленности и торговли Антоном Алихановым, были встречи в Минпромторге с его заместителем, руководителем департамента, продолжил Флун Фагимович. Работа идет, хотя пока стратегия так и не выработана, но работа в этом направлении идет.

   По соглашению с ОАЭ были очень серьезные встречи, отметил Флун Фагимович. Встречались с Министром торговли ЕЭК Андреем Слепневым, который в поддержку ювелиров предложил помочь отменить ввозные пошлины на все цветные камни. Нам нужно будет вернуться к этому вопросу и попробовать хотя бы здесь получить полезное для отрасли решение.

   Далее, продолжил Флун Фагимович, считаю решенным вопрос о сроках клеймения экспортируемых нами ювелирных изделий в Беларуси. Мы встречались с Руководителем ФПП по этому вопросу и сегодня он решен. Думаю, с вероятностью 99% еще в этом году будет подписано установление взаимного признания клейм России и Беларуси что снимет и временные и финансовые затраты.

   С 1 марта следующего года нам предстоит сертифицировать все бриллианты, поступающие из стран ЕАЭС, поэтому по нашей инициативе Гомельский завод «Кристалл» сегодня ведет переговоры о том, чтобы бриллианты из Гомеля не требовали дополнительной сертификации в одной из трех российских гослабораторий, рассказал Флун Фагимович завершая свое выступление.

   Свой взгляд на прошедшую работу Гильдии высказал Сопредседатель Ассоциации Валерий Будный. Отрадно: Валерий Васильевич отметил, что «оценивая работу Гильдии за прошедший период надо сказать, что Гильдия стала, в конце-концов, тем органом, который системно работает над интересами отрасли, а не над интересами отдельных руководителей, пользующихся значимостью и возможностями организации. Это главное, работа стала системной».

   Валерий Васильевич заметил, что иметь хорошие отношения с руководством ФПП и Минфина ценно и важно, мы это признаем. Понимая, что время сейчас острое, и какие-то резкие высказывания в сторону власти лучше исключить, поэтому пытаемся находить общий язык. Но, тем не менее, в следующие периоды нам нужно добавить настойчивости.

   Также, Валерий Васильевич обратил внимание, что за прошедший период не удалось создать из Гильдии массовую организацию. При этом он отметил, что несколько лучше стал работать аппарат Гильдии, это стало заметным. На выставках работа стала не как в предыдущие периоды. Но мы забыли про региональные организации, народных промыслов и т.д. Почему мы их не делаем коллективными членами?

   Свое мнение о работе Гильдии за прошедший период высказал Сопредседатель Ассоциации Аркадий Гутерман, отметив, что оценивает работу как «очень даже неплохо». Аркадий Леонидович заострил внимание на том, что мы теперь работаем все в едином правовом поле и у нас есть реальная возможность объединиться с теми организациями, которые от нас отпочковались по той или иной причине. Над этим нужно будет еще поработать. С чем согласился Флун Фагимович: однозначно такую работу будем проводить!

   Подытоживая выступления о проделанной Ассоциацией работе за прошедший период, участники собрания единогласно признали и проголосовали считать работу Исполнительного директора Ассоциации Владимира Збойкова и Гильдии ювелиров России в целом «удовлетворительной».     

   Следующим вопросом был отчет Ревизора Дмитрия Кунцева о работе Ассоциации в прошедшем периоде. Дмитрий Анатольевич подтвердил, что к началу 2024 года Ассоциация что за отчетный период Ассоциация смогла погасить накопленные в предыдущие периоды задолженности перед бюджетом и теперь работает без долгов.

   Но Дмитрий Анатольевич отметил, что низкий поступающих взносов в условиях высокой инфляции вызывает опасения в возможности продолжать эффективно работать исполнительному аппарату в будущем, т.к. общее количество взносов сегодня минимально за период с 2015 по 2025 годы. Ревизор предложил индексировать размер членских взносов с 1 января каждого года не менее чем на уровень инфляции, чтобы выйти, как минимум, на средний уровень по сбору членских взносов за последние 10 лет. Это, по мнению Дмитрия Анатольевича, позволит Ассоциации развиваться и находится в более устойчивом финансовом положении.

   Ревизор рекомендует Общему собранию членов Ассоциации признать финансово-хозяйственную деятельность Ассоциации удовлетворительной. За что и проголосовало Общее собрание.

   Учитывая важность и сложность обеспечения кворума на отчетно-выборных собраниях, Совет Ассоциации вынес на решение Общего собрания Ассоциации вопрос об увеличении в Уставе Ассоциации сроков избрания членов Совета, Председателя, Сопредседателей, Исполнительного директора и Ревизора с 2 лет (как сейчас по Уставу организации) до 4 лет. Предложение было одобрено Общим собранием единогласным голосованием.

   Также единогласно Общее собрание проголосовало за каждого из предложенных кандидатов в члены Совета Ассоциации и на должности Председателя, Сопредседателей, Исполнительного директора и Ревизора, которые были избраны теперь уже на 4 последующих года. Список проголосованных на собрании лиц приводится ниже.

Члены Совета Ассоциации:

Будный Валерий Васильевич,

Гумеров Флун Фагимович,

Гутерман Аркадий Леонидович,

Зацепин Михаил Иванович,

Збойков Владимир Александрович,

Каспаров Михаил Геннадиевич,

Куколевский Сергей Владимирович,

Новиков Иван Александрович,

Чамовских Александр Иванович.

Председатель Ассоциации: Гумеров Флун Фагимович.

Сопредседателей Ассоциации: Будный Валерий Васильевич и Гутерман Аркадий Леонидович.

Исполнительного директора Ассоциации: Збойков Владимир Александрович.

Ревизор Ассоциации: Мазоха Ярослав Сергеевич.

   Последним вопросом в повестке дня было утверждение предложенного Общему собранию проекта «Основных направлений работы Ассоциации на 2026 – 2029 годы».

   По данному вопросу выступил член Совета Ассоциации Сергей Куколевский. Его выступление приводится ниже:

   «Понимая неотвратимость ГИИС ДМДК, предлагаю обратиться в высшие инстанции- Госдуму, Кабмин, вплоть до Президента, с предложением внести изменения в 41-ФЗ и вывести серебро из списка драгоценных металлов со всеми вытекающими. 

   Также предлагаю направить обращения в те же инстанции по снижению, а лучше обнулению ввозных пошлин на комплектующие, включая камни мелких рассевов и полуфабрикаты из драгоценных металлов, оборудование, инструмент. Это позволит снизить затраты предприятий и увеличить объёмы выпускаемой продукции, что обязательно приведет к увеличению собираемости налогов.

   Также считаю необходимым упростить процедуры оформления экспортных поставок, в т.ч. в части отмены обязательного клеймения и маркировки. Особенно важно упростить процедуру временного вывоза-ввоза.

   Понимая необходимость повышения налоговой нагрузки в сегодняшней ситуации, предлагаем компенсировать её негативное влияние на бизнес снижением административного пресса со стороны ФПП».

   Вопрос вывода серебра из Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» вызвал бурную дискуссию на собрании. Ярослав Мазоха заметил, что серебро – биржевой товар, общепризнанный в мире драгоценный металл, и вывести его из этого статуса только в российском законодательстве невозможно.

   Компромиссное решение сформулировали так: обсуждать вывод не серебра «вообще», а ювелирных и других изделий из серебра.

   Обсуждались и другие важные вопросы предстоящей работы Ассоциации. В выступлении Дениса Прозорова шла речь о важности подготовки кадров для ювелирной промышленности, Ярослав Мазоха поднял вопрос о порядке работы с корпоративными подарками из драгоценных металлов. Обсуждались и другие темы.

   Председатель Ассоциации Флун Гумеров предложил все вопросы, вызвавшие дискуссии, перенести на заседания Совета, где их детально рассмотреть и принять по ним решения. А пока же утвердить «Основные направления» в предложенном виде с уточнением в части пункта 1.9. Текст утвержденного документа приводится ниже:

Основные направления работы Ассоциации на 2026 – 2029 годы

                                               I. ЦЕЛИ

1. Отстаивание интересов ювелирного бизнеса по снижению существующей административной нагрузки (объема обязательных требований)

1.1. Проявление инициативы по нормативному установлению для ГИИС ДМДК статуса исчерпывающей в интересах государства среды учета и предоставления данных от участников рынка о физическом (не стоимостном) обороте драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (введение добровольности «бумажного» учета).

1.2. Проявление инициативы по введению добровольного режима нанесения именника на ювелирные изделия отечественного производства.

1.3. Проявление инициативы по введению добровольного режима маркировки ювелирных изделий по металлу для легковесных изделий из золота и платины до 1,5 грамм.

1.4. Проявление инициативы по введению для изделий из золота и платины массой до 1,5 грамм добровольного (взамен обязательного) режима опробования, клеймения и маркировки в подразделениях ФПП с предоставлением производителям права самостоятельного нанесения реквизитов на изделия).

1.5. Приложение усилий по нормативно-правовому установлению временных ограничений на время осуществления опробования, клеймения и маркировки ювелирных изделий в подразделениях ФПП 5-ю рабочими днями.

1.6. Проявление инициативы по снижению административной нагрузки в части обслуживания обязательных требований Росфинмониторинга.

1.7. Проявление инициативы по отмене обязательного требования постановки на специальный учет и применения ГИИС ДМДК для всех участников торговли ювелирными и другими изделиями из серебра (в части часов с корпусами из серебра, паяльных паст и т.п.).

1.8. Проявление инициативы по выводу ювелирных и других изделий из серебра и цветных драгоценных камней из-под регулирования Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

2. Усилия по созданию благоприятных условий для развития ювелирного экспорта

2.1. Проявление инициативы по отмене маркировки (DM-кодом по металлу) ювелирных изделий, направляемых на экспорт и отказа от упоминания УИН ювелирных изделий в ГТД.

2.2. Проявление инициативы по облегчению процедур экспорта ювелирных изделий:

увеличения числа специализированных таможенных постов, работающих с ювелирными изделиями и комплектующими, а также упрощение оформления временного вывоза ювелирных изделий по Карнет АТА на ювелирные выставки (в части фотографирования).

2.3. Приложение усилий к созданию единого экономическое пространство со странами, входящими в ЕВЭС, включая решение вопроса по взаимному признанию клейм государств, входящих в ЕАЭС.

2.4. Усилия по оптимизации выставочных программ РЭЦ в ювелирной сфере.

3. Отстаивание интересов ювелирного бизнеса по снижению налоговой нагрузки

3.1. Отстаивание сближения налоговых условий деятельности предприятий ювелирной сферы с налоговыми условиями работы прочей промышленности и торговли (включая возможность работы ювелирных компаний по АУСН и патенту).

3.2. Отстаивание снятия ввозных пошлин на цветные ювелирные камни и бриллианты мелких рассевов.

3.3. Проявление инициативы по отмене массового применения корректировки таможенной стоимости (КТС) к инвойсам на импортируемые ювелирные вставки.

3.4. Проявление инициативы по введению нормы реализации ювелирным производителям сырья (драгоценных металлов и драгоценных камней) без НДС.

4. Блокирование возможных будущих рисков для участников ювелирного рынка

4.1. Внесение предложений по защите российских производителей ювелирных изделий при заключении с зарубежными странами преференциальных соглашений, касающихся беспошлинного ввоза ювелирных изделий в Российскую Федерацию (из ОАЭ и т.д.).

4.2. Внесение предложений по внедрению в ювелирной сфере процедур подтверждение классификационных характеристик драгоценных металлов и драгоценных камней.

4.3. Внесение предложений по функционалу транспортного модуля (ТМ) в ювелирной сфере (ожидаемое внедрение разрешительного метода использования ТМ).

4.4. Внесение предложений по недопущению расширения толлинга в ювелирной сфере.

4.5. Внесение предложений по поддержке ювелирного стрит-ритейла в условиях опережающего развития интернет-торговли, в т.ч. на маркетплейсах.

4.6.   Внесение предложений по защите от экспансии синтетических бриллиантов.

4.7. Противодействие негативной подаче информации о ювелирном рынке в СМИ («поддельные изделия» и т.д.).

II. ИНСТРУМЕНТЫ ДОСТИЖЕНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

5.1. Регулярная работа на ранних стадиях над проектами НПА в рамках действующих процедур (ОРВ, обсуждение проектов НПА на Рабочей группы «Регуляторной гильотины»).

5.2. Взаимодействие Ассоциации с ФОИВами (Минфином, Минпромторгом, Минэкономразвития и др.), Федеральной пробирной палатой, Правительством РФ, Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ.

5.3.  Взаимодействие с федеральными общественными организациями (ТПП РФ, ОПОРА России, «Деловая Россия», РСПП), членами Рабочей группой «Драгоценные металлы и камни», а также иными профильными отраслевыми объединениями.

5.4.  Приложение усилий по получению достоверных статистических данных по обороту ювелирных изделий (в физическом и стоимостном выражении), в т.ч. из ГИИС ДМДК.

5.5. Приложение усилий по наделению Минфина России ответственностью за развитие сферы ДМДК и ювелирного рынка (смена тренда регулирования с продолжения усиления контроля и надзора на тренд сбалансированного регулирования отрасли).

5.6. Приложение усилий к установлению взаимодействия с правоохранительными органами (МВД, ФСБ) в части обсуждения мер по поиску баланса регулирования отрасли.

5.7. Заказ (заключение договоров с Ассоциацией) на проведения НИОКР по наиболее значимым для ювелирной отрасли направлениям в профильных научных учреждениях.

5.8. Создание внутри Ассоциации постоянных и временно действующих рабочих групп по актуальным направлениям.