08.07.2025

Вопрос заключения преференциального соглашения с ОАЭ еще не закрыт?

 

   На последней неделе неожиданно вновь всплыл вопрос отношения ювелиров к заключению преференциального соглашения с ОАЭ. Сначала (6 июля) по этой теме активизировалась на радиоканале Бизнес-ФМ - https://www.bfm.ru/news/577277.

   А на следующий день уже в телепередаче интерес к теме проявил и РБК - https://tv.rbc.ru/archive/chez/686c0c052ae5962d8fba48d5.

   Что любопытно – в ходе подготовки радиопередачи на Бизнес-ФМ, ведущий отметил, что крупные ювелирные компании, по общению с их представителями, не возражают против отмены ввозных пошлин на ювелирные изделия в рамках данного соглашения. А риски для себя видят «маленькие мастерские». Странно, раньше крупные ювелирные компании придерживались противоположного мнения. Как минимум, на совещании в Правительстве РФ глава их объединения Серов В.А. говорил о больших рисках для всей ювелирной промышленности.

    Ассоциация «Гильдия ювелиров России», естественно, свою точку зрения не поменяла. А с чего бы вдруг? По большому счету, мы опираемся на позицию Президента России.

   На встрече с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 13 мая 2025 г. Президент РФ В.В.Путин так охарактеризовал позицию, которую нужно занимать по отношению к возможному возвращению компаний, покинувшим Россию после начала СВО:

«Нам нужно обязательно смотреть на все эти вопросы с прагматической точки зрения. Послушайте меня: выгодно нам, чтобы та или иная компания пришла? Значит, её надо пускать. Я, знаете, по-простому скажу, по-народному: невыгодно – надо найти тысячу причин, почему её здесь не должно быть, той или иной компании. И среди этой тысячи причин 999 будут точно соответствовать требованиям ВТО, уверяю вас. А по одной будем спорить в судах лет 15 как минимум.»

   Да, речь шла не о преференциальных торговых соглашениях с другими странами, а о конкретных компаниях, ушедших из России, но желающих вернуться. Но ведь главное в высказывании Президента – необходимость применения государством прагматичного подхода в экономических вопросах. И подхода не «скопом», а сугубо индивидуального, в отношение каждой позиции!

   Если исходить именно из этой парадигмы, то получается, что ювелирная отрасль, успешно обеспечивающая почти полное импортозамещение (лишь 1% импорта по изделиям из золота!), не нуждается в поступлении по импорту беспошлинных ювелирных изделий из других стран. А, значит, нашим переговорщикам необходимо придумать тысячу причин, чтобы отказать ОАЭ включать ювелирные изделия в преференциальное соглашение.

   Но проблема ювелирной отрасли, по мнению автора данных строк, в том, что со времен валютного статуса драгоценных металлов отношение к ювелирным изделиям у государства было и остается не как к отечественной продукции, как к товарам народного потребления, а лишь как к некой форме слитка драгоценного металла. Про то, что ювелирные изделия являются еще и образцами ювелирного искусства, несущими людям культуру восприятия прекрасного, и вспоминать смешно…

   Но это уже эмоции. Факт, наверное, это то, что преференциальное соглашение с ОАЭ и отдельные позиции по нему обсуждать уже поздно. Решения приняты, все оформлено и осталась лишь ратификация. К великому нашему сожалению.