Минэкономики может отменить нормативные акты, мешающие продавцам ювелирных изделий реализовывать их через интернет. Административные барьеры препятствуют и онлайн-рекламе таких товаров. Легализация интернет-продаж ювелирных изделий, по сценарию Минэкономики, может состояться к началу 2017 года.
Аппарат правительства запланировал на 14 октября первое заседание подкомиссии по электронной торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, следует из материалов к заседанию (есть у "Ъ"). Заседание готовится, подтвердили "Ъ" в Российском экспортном центре. Подкомиссию возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович. Его представитель Алия Самигуллина не стала комментировать график господина Дворковича.
В проекте повестки заседания есть вопрос "о рассмотрении предложения Минэкономики об исключении из перечня товаров, запрещенных или ограниченных к продаже дистанционным способом, ювелирных изделий". Как следует из проекта решения, к 15 ноября Минэкономики, Минпромторг, Минфин и Роспотребнадзор должны внести проекты нормативных актов, снимающие запреты на продажу ювелирных изделий дистанционным способом. "В связи с необходимостью устранения правовых коллизий и административных барьеров в сфере электронной торговли" Минэкономики подготовило проект указа президента РФ о внесении изменений в президентский указ 1992 года N179 (есть у "Ъ"). В перечне продукции, запрещенной для свободной реализации, согласно указу 1992 года, есть драгоценные и редкоземельные металлы, изделия из них, а также драгоценные камни и изделия из них. Новая редакция перечня исключает из него изделия из драгметаллов и камней.
Также Минэкономики подготовило проект постановления правительства, согласно которому в п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных в Белом доме 19 января 1998 года, после слов "вне стационарных мест торговли" добавляется "путем непосредственного контакта продавца с покупателем". Таким образом, более корректно разграничивается понятие дистанционной и разносной торговли. Разносная торговля не допускается в отношении изделий из драгоценных металлов и камней, а также продовольственных товаров, лекарств, медицинских изделий, оружия, патронов к нему, аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ. "Минэкономики планирует устранить правовые коллизии в сфере дистанционной торговли ювелирными изделиями к 1 января 2017 года",— сообщила "Ъ" представитель ведомства Елена Лашкина. О том, будет ли разрешена дистанционная торговля другими товарами, указанными в п. 4 правил, по ее словам, "говорить пока преждевременно": "Работа над текстом проекта постановления еще не завершена, документ не направлялся на согласование в федеральные органы исполнительной власти".
В 2015 году официальные продажи ювелирных изделий составили 220 млрд руб., в том числе через интернет было продано на 6 млрд руб. (2,8%), следует из "дорожной карты" по развитию интернет-торговли.
"Компания "Адамас" начала дистанционную торговлю ювелирными украшениями в 2013 году. И административных барьеров в этой связи мы не чувствуем,— сообщили в пресс-службе компании.— Позиция тех, кто полагает, что дистанционная торговля ювелирными изделиями ограничена, основывается на указе президента РФ от 1992 года, но более высокую юридическую силу имеют ГК РФ и закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (там не предусмотрен запрет на свободную реализацию ювелирных изделий.— "Ъ")". "Мы резервируем на сайте товар для последующей продажи по образцу",— описывает процесс торговли директор по маркетингу "Бронницкого ювелира" Наталья Шумилина. Хотя компания "пока не ощущает явных препон для деятельности", госпожа Шумилина указывает, что у "Яндекса" "есть ограничения на размещение баннерной рекламы". "Попробуйте разместить рекламу ювелирных изделий в одной из контекстных сетей "Яндекс.Директ", Google AdWords, и во всех случаях будет получен отказ со ссылкой на старые законы",— уверен исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Такие случаи были, подтвердили в "Адамасе", но там утверждают, что "находили положительное решение" после переговоров. В "Яндексе" не ответили на вопрос, разрешают ли они рекламу интернет-магазинов, реализующих ювелирные изделия. "В рамках текущего законодательства на "Яндекс.Маркете" размещаются магазины, предлагающие ювелирные изделия, однако в таких магазинах покупатель может только забронировать товар и позже забрать самостоятельно — доставка не осуществляется",— сообщили в "Яндекс.Маркете".
Как считает Наталья Шумилина из "Бронницкого ювелира", "разрешение дистанционной торговли ювелирными изделиями для покупателей даст больше возможностей для оплаты и получения заказа". "В случае появления формального разрешения объем рынка онлайн-торговли ювелирными изделиями существенно расширится",— уверены в "Адамасе".
Владислав Новый, Анастасия Дуленкова
Источник: http://kommersant.ru/doc/3108727