За год ювелирные украшения в России подорожали на 80, а некоторые и на все 100 процентов. И это еще не конец - цены продолжают расти.
Выстоит ли ювелирка в таких условиях, сможем ли мы порадовать себя и близких драгоценными подарками? Как подобрать ювелирное украшение и не наткнуться на подделку? Эти вопросы "Российская газета" задала генеральному директору ассоциации "Гильдия ювелиров России" Эдуарду Уткину.
Спрос на ювелирные украшения упал на 50 процентов. Тем не менее многие продолжают баловать себя ими. Эдуард Юрьевич, что сегодня покупают россияне и изменились ли их предпочтения?
Эдуард Уткин: В кризис всегда больше интереса вызывает то, что подешевле. К примеру, многие стали покупать серебряные украшения вместо золотых, также внимание привлекают ювелирные изделия с синтетическими камнями, а не природными, так как они дешевле.
На российском рынке появился новый вид украшений из серебра с золотой инкрустацией. Если же покупатель привык к золотым изделиям, то теперь он выбирает кольца, кулоны и браслеты, где и металла, и камней поменьше, чтобы сэкономить.
Каковы перспективы ювелирного рынка? Может ли спрос упасть еще сильнее?
Эдуард Уткин: Поднять спрос на ювелирку без роста доходов населения невозможно, ведь драгоценности - не предмет первой необходимости, а украшение.
Их приобретают максимум два-три раза в год, это товар длительного пользования, который нередко передают по наследству. Поэтому опасения дальнейшего падения спроса обоснованны, но еще более глубокого проседания рынка ждать не стоит. То же самое можно сказать и о ценах.
Бижутерию стали чаще покупать?
Эдуард Уткин: Нет. Причин этому несколько. Во-первых, у нас практически нет собственного производства бижутерии.
А зарубежные искусственные украшения, которые стоят дешево, сделаны очень некачественно, прослужат недолго, поэтому покупка изделий из серебра куда выгоднее.
Во-вторых, это очень дорогой сегмент, по цене порой превышающий стоимость серебряных украшений.
Многие эксперты по другим товарам отмечают переток клиентов из премиум-сегмента в бюджетный. В ювелирной отрасли есть такие изменения?
Эдуард Уткин: Да, но ювелирные магазины быстро приспособились к этому. В целом потребители, которые любят драгоценности, склоны менять объем покупаемого товара, но не готовы жертвовать его качеством, так как это не просто украшение - это статусная вещь.
Когда человек всю жизнь ездит на дорогом автомобиле, он не пересаживается в одночасье на самую дешевую модель. В кризис никто не хочет афишировать снижение своего статуса или возможностей.
Сейчас, наверное, ждете 8 Марта? Продажи перед этим праздником всегда растут.
Эдуард Уткин: Да. Как правило. Надеюсь, что в этот раз он поднимется хотя бы в полтора раза.
Возможно ли в ювелирном магазине наткнуться на откровенную подделку?
Эдуард Уткин: Купить, к примеру, медное украшение под видом золотого в ювелирном магазине невозможно, так как у нас установлена одна из самых жестких в мире систем пробирного надзора.
В отношении природных и синтетических камней все было немного сложнее, пока не вышло постановление правительства, которое с 30 октября 2015 года изменило правила продажи изделий с драгоценными и искусственными камнями. Раньше на ярлыке могли указать, что камень природного происхождения, а на поверку он оказывался синтетическим. Теперь это строго регулируется.
Что теперь должно быть указано на бирке украшения?
Эдуард Уткин: Каждый производитель должен указать, каким является камень в изделии - природным или искусственно выращенным. Если камень природного происхождения, то далее следует уточнение - облагороженный он или нет.
В природном камне могут сохраниться трещинки или полости, которые видны невооруженным глазом. Часто такой "дефект" можно убрать, заполнив полость специальной массой или стеклом, после чего камень будет выглядеть почти идеально.
Чтобы улучшить характеристики камня, также используются термическая обработка, облучение, термодиффузионное окрашивание, пропитка маслом или смолой. О факте подобного облагораживания потребителя необходимо предупреждать.
А контрабандная ювелирная продукция может попасть на прилавок?
Эдуард Уткин: Такие случаи бывают, но с каждым годом их все меньше, так как с контрабандными поставками из-за рубежа борется МВД. Торговые сети используют разные хитрости, получая нерастаможенный товар, не уплачивая налог на добавленную стоимость.
В основном на российский рынок такая продукция попадает из Турции и Юго-Восточной Азии. Около десяти лет назад серый рынок ювелирки в России занимал 40-45 процентов от объема всех импортируемых драгоценностей, сейчас уровень упал до 10-15 процентов.
На что обращать внимание, когда выбираешь украшение в ювелирном магазине, чтобы не купить подделку?
Эдуард Уткин: Обязательно обратите внимание, кто произвел понравившееся вам изделие. Если это проверенный производитель, то на бирке будет указано наименование юридического лица, адрес, телефон и интернет-сайт, а также страна-производитель. Если этих данных нет, то подумайте, надо ли вообще покупать такое украшение.
Проверьте информацию о камнях, указано ли, природные они или синтетические. На ярлыке можно встретить аббревиатуру, например, "КС" (камень синтетический). Помните: методика информирования потребителя предполагает, что все данные о камнях должны быть указаны в доступной форме.
Если что-то неясно, спрашивайте у консультантов и не покупайте, пока не удостоверитесь, что получили всю необходимую информацию.
Год назад тройская унция золота (31,1 грамма) стоила 66 745 рублей. Сегодня уже приблизилась к 74 тысячам рублей. К этой сумме нужно еще прибавить налог на добавленную стоимость - 18 процентов.
Цены на ювелирную продукцию тоже выросли, в некоторых случаях - еще сильнее, так как в стоимость изделия иногда входят камни. Общее удорожание с декабря 2014 года - в районе 80-85 процентов, по некоторым украшениям доходило и до 100 процентов. Единственное, что не стало дороже, это работа ювелирного мастера.
Источник: https://rg.ru/2016/02/02/kak-pravilno-vybrat-iuvelirnoe-ukrashenie.html