О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Проект 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О внесении изменений в статью 9 Федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля»

 

Внести в пункт 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3446) следующее изменение:

После слов «энергетической эффективности,» дополнить словами «а также в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней,».

 

                   Президент

Российской Федерации                                                                          В.Путин

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9 федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – законопроект) предусматривает снятие запрета на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства и осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели подлежат проверке не чаще 1 раза в 3 года. Указанная норма позволяет недобросовестным участникам перерегистрироваться до истечения трехлетнего периода бесконечное количество раз, что способствует выводу из-под государственного контроля значительной части участников рынка.

Федеральным законом № 294-ФЗ введен запрет на осуществление плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства до конца 2018 года.

Анализ субъектного состава рынка драгоценных металлов и драгоценных камней показал, что 90% организаций и индивидуальных предпринимателей, стоящих на специальном учете в ФКУ «Пробирная палата России», относятся к субъектам малого предпринимательства и в

отношении них могут быть проведены только внеплановые проверки по ограниченному перечню оснований.

Таким образом, в настоящее время отсутствует возможность осуществить проверку 99,1 % участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Вместе с тем, по данным ФНС России общее количество действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заявивших при государственной регистрации и постановке на налоговый учет виды экономической деятельности, связанные с осуществлением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в 21 раз превышает число организаций, вставших в установленном законодательством порядке на специальный учет в ФКУ «Пробирная палата России» (916 846 и 42 384 организаций соответственно).

Существование различных налоговых режимов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней позволяет использовать нелегальные схемы в виде незаконного возмещения НДС, а также уклонения от уплаты НДС.

При применении обычного режима налогообложения уплаченный НДС в 2016 году должен был составить 40 млрд. рублей против уплаченных - 1,5 млрд. рублей.

Кроме того, существующий налоговый режим позволяет осуществлять фиктивный и/или многократный возврат НДС. Например, сумма возмещенного из бюджета НДС превысила сумму налога, поступившую в бюджет от деятельности по производству драгоценных металлов: в 2014 – на 9,6 млрд. руб., в 2015 – на 12,8 млрд. руб., в 2016 – на 6 млрд. рублей.

По данным Росстата в 2016 году стоимость проданных ювелирных изделий составила 224 млрд. рублей, из них стоимость драгоценных камней - около 50 млрд. рублей.

Согласно данным Гохрана России в 2016 году было ввезено 28 тыс. карат драгоценных камней (за исключением алмазов) всего на сумму 231 млн. рублей (уплачено пошлин в бюджет ~ 30 млн. рублей).

В соответствии с данными отчетности 3-ДМ 3 тыс. карат бриллиантов на сумму около 375 млн. рублей, произведенных на территории Российской Федерации, могли быть использованы в качестве ювелирных вставок.

Таким образом, объем нелегально ввезенных драгоценных камней превышает в 82 раза объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях, а бюджет недополучил около 5 млрд. рублей таможенных пошлин, что в 166 раз больше суммы официально уплаченных.

Количество возбужденных в 2014-2016 годах и I квартале 2017 года уголовных дел по ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», связанных с ввозом-вывозом драгоценных металлов и драгоценных камней, составляет 322 дела.

Стоимость материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, ввезенные с нарушением таможенных правил, в денежном эквиваленте составляет 22,4 млрд. руб.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие законопроекта не несет отрицательных социально-экономических последствий, а также будет способствовать сокращению теневого сектора рынка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и повышению прозрачности оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.